По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

Священномученик Лев Ершов

Священномученик Лев Ершов,

иерей

1867 1918

Лев Евфимиевич Ершов родился 12 февраля 1867 года в Красноуфимске Пермской губернии в семье купца-старообрядца. В 1881 году он окончил городское училище и начал заниматься торговым делом. Обладая большими познаниями в вероучении старообрядцев, Лев Евфимиевич пользовался среди них уважением и был начетчиком в федосеевской секте[1]. Однако серьезные духовные искания,  стремление найти истину привели его к Русской Православной Церкви.

В Перми молодой купец встречался с миссионером, священником Пермского женского Успенского монастыря Стефаном Александровичем Луканиным, с которым  вел многочисленные беседы и состоял в переписке. Священник Стефан стал ходатайствовать за Льва перед епископом Петром (Лосевым).

2 февраля 1894 г. в Иоанно-Богословской домовой церкви Пермской духовной семинарии перед епископом Петром (Лосевым) предстал 27-летний купец Лев Евфимиевич Ершов. Торжественный чин присоединения его к Православию состоялся через святое таинство Миропомазания.

23 ноября 1896 г. епископ Петр (Лосев) рукоположил Льва Ершова в сан священника и направил на служение в Свято-Троицкий собор города Красноуфимска. Незадолго до этого события Лев Евфимиевич женился.

Вместе с исполнением своих пастырских обязанностей иерей Лев начал трудиться и на миссионерском поприще: сначала стал миссионером по Красноуфимскому и Кунгурскому уездам, а в 1904 г. был назначен на должность епархиального миссионера. В 1914 г. его избрали почетным членом братства Святителя Стефана.

Не менее активной и успешной была деятельность иерея Льва Ершова как педагога. В течение более чем 10 лет он являлся заведующим церковно-приходской школой Красноуфимска. С 1910 г. он преподавал Закон Божий в Кирилло-Мефодиевской школе и в училищах двух соседних сел, а также в двухклассном женском приходском училище Красноуфимска. В 1911 г. он был назначен членом Красноуфимского уездного отделения Епархиального училищного совета. В это же время, в 1910 — 1913 годах, священник дважды избирался кандидатом в депутаты на Епархиальные училищные съезды.

Духовенство неоднократно избирало его на должность духовника: так, в 1904 г. он стал духовником 1-го благочиннического округа, а в 1910 г. единогласно был избран на должность духовника благочиннического округа Красноуфимска, а также утвержден членом ревизионной комиссии, а спустя три года, — в должности депутата на Епархиальные съезды духовенства. Кроме того, в 1910 — 1916 годах он состоял членом благочиннического совета.

Награды: набедренник, фиолетовая скуфья, камилавка; серебряная медаль на двойной Владимирской и Александровской ленте — в память 25-летия церковных школ.

Наступил 1917 год — переломный в русской истории. В мае 1918 г. в Красноуфимском уезде установилась Советская власть. Летом, помимо военных действий, которые шли во многих городах и поселках Урала, практически во всех его областях начались народные выступления против власти большевиков. Они были вызваны как беззастенчивым грабежом крестьян со стороны продотрядов и запретами на свободную торговлю, так и насильственной мобилизацией в части Красной армии. Не остался в стороне от этих волнений и Красноуфимский уезд, где преобладало резко отрицательное отношение к большевикам. Крестьяне уезда единодушно отказались от мобилизации, а в ответ на изданное распоряжение советской власти беспощадно расстреливать всех, кто не желает повиноваться, началось массовое волнение. После его подавления, началась волна расправ. Не могли миновать аресты и священнослужителей, которые из-за своих проповедей и бесед с прихожанами обыкновенно обвинялись большевиками в контрреволюционной агитации. Поводом для обвинения  и ареста иерея Льва Ершова  стало его ревностное служение Церкви Христовой, а также его отрицательное отношение к богоборческим и антинародным  событиям в городе и уезде, которое он не скрывал.

В один из воскресных дней во время богослужения в церковь ворвались красноармейцы и открыли беспорядочную стрельбу. Они прошли к алтарю, расталкивая прихожан. Иерей Лев мужественно завершил последнюю в своей жизни Литургию и после того, как прихожане приложились ко святому кресту, пошел к выходу. На паперти иерей Лев увидел священника из Верх-Суксунского села Александра Малиновского, окруженного красноармейцами. Оба иерея были заключены в Красноуфимскую тюрьму.

Глухой ночью изувеченных священников Льва и  Александра, обреченных на мученическую кончину, издевательски опутали колючей проволокой. Через тюремный двор их вывели за ворота. К месту казни их везли на подводе под охраной двух красноармейцев. За ними на двух телегах ехали 6 конвоиров.

Беззаконный приговор чекисты исполнили на склоне Мельничной горы возле реки Сарги, после чего тела иереев оставались лежать под открытым небом. Вскоре большевики тайно перевезли их в Холодный лог, где расстреливали других мучеников.

11/24 сентября, после вступления в Красноуфимск частей Белой армии, оба убиенных иерея — Лев Ершов и Александр Малиновский — были с честью отпеты в Свято-Троицком соборе и погребены в одном широком гробу у его апсиды.

В 2000 г. иерей Лев Ершов был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в числе Собора новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.

21 июля 2002 г. были обнаружены святые мощи иерея Льва Ершова, которые отныне покоятся в Свято-Троицком соборе Красноуфимска.

Память 20 августа / 2 сентября.

Икона священномученика Льва Ершова

Источники и литература:

В Красноуфимском храме выставлены святые мощи Российских Новомучеников // http://urfo.org/ekb/ (дата обращения 24.09.2016)

ГАСО. Ф. 6. Оп. 17. Д. 103. Л. 232об.-233

Ершов Лев Ефимиевич // http://drevo-info.ru/ (дата обращения 24.09.2016)

Жития святых Екатеринбургской епархии / Подгот. текстов и фотоматериалов Комиссией по канонизации святых Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург. Информ. изд. отд. Екатеринбургской епархии. 2008. С. 341-346.

Священномученик Лев Ершов, священник // http://alchevskpravoslavniy.ru/ (дата обращения 24.09.2016)

Сораспятые со Христом. Жизнеописание святых новомучеников пресвитеров Красноуфимских Алексия, Льва и Александра. По благословению настоятеля храма во имя Святой Троицы   г. Красноуфимска иерея Андрея Рыжакова материал подготовила Брагина Наталия. Красноуфимск. 2010.


[1] Течение в среде старообрядцев-беспоповцев, возникшее в конце XVII в. и названное по имени своего основателя дьяка Феодосия Васильева. Приверженцы этого направления проповедовали строгий аскетизм и безбрачие, непримиримо относились к официальной Церкви. В конце XVIII в. часть федосеевцев все же признала возможность и даже необходимость брака.