Николай Петрович Пономарев родился в 1867 году[2]. После окончания народного училища он в 1885 году был определен на должность псаломщика и стал служить в Николаевской церкви села Осинцевского Ирбитского уезда. 18 сентября 1902 года Николай Петрович был переведен к церкви в честь святителя Николая Чудотворца села Шогрышского, того же уезда, где и провел всю оставшуюся жизнь.
Упоминания о селе Шогрышском встречаются в документах c первой половины XVII века, причем в то время оно именовалось Согрышской деревней. Наименование это произошло от слова «согра» — «болото», поскольку деревня была окружена торфяными болотами. Поднимавшиеся из них гнилостные испарения и отсутствие проточной воды делали эту местность неблагоприятной для здоровья.
Каменный храм во имя святителя Николая с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и мучеников Флора и Лавра был построен в селе на средства прихожан в первой трети XIX столетия. К началу ХХ века в селе Шогрышском, вместе с окрестными деревнями, проживало около четырех тысяч жителей, причем среди них не было ни раскольников, ни сектантов, что было редкостью для уральских селений. Жители Шогрышского занимались главным образом земледелием, а также различными промыслами: рубкой дров на соседних железоделательных заводах, выработкой древесного угля, разработкой каменного угля на Егоршинских копях, заготовкой торфа из болот и тому подобным. По штату к Никольской церкви было положено трое членов причта: один священник, один диакон и один псаломщик. Жили семьи священно- и церковнослужителей в двух домах при церкви.
Мирно текла сельская жизнь псаломщика Николая Пономарева. В августе 1916 года[3] он был удостоен рукоположения в сан диакона и оставлен на прежнем месте — в селе Шогрышском. К тому времени ему было уже почти пятьдесят лет. Вероятно, это рукоположение, совершившееся после многих лет служения Церкви, стало для отца Николая началом совершенно нового этапа в жизни и было связано с глубокими духовными переживаниями. Но продолжиться его служению суждено было недолго: через два года, в 1918 году, он принял мученическую смерть от рук большевиков.
Советская власть установилась в Ирбитском уезде в начале февраля 1918 года. С самого начала волостные и сельские Советы стали проявлять враждебное отношение к священнослужителям, начались аресты. Тревожные вести одна за другой доходили до отца Николая: в последних числах февраля был арестован и заключен в тюрьму священник близлежащего села Белослудского Меньшиков, делались неоднократные попытки арестовать священника села Антоновского Ряпосова[4].
Летом 1918 года Урал оказался в районе боевых действий. В Ирбитском уезде было введено военное положение. Фронт приближался к селу Шогрышскому: в начале июля началось наступление чехов на село Егоршинское, находившееся лишь в нескольких километрах от Шогрышского. Обстановка становилась все более напряженной, в окрестностях усилился красный террор: в Егоршинском был зверски убит отец Константин Словцов, в селе Коптеловском — отец Николай Удинцев, в селе Покровском — отец Платон Горных с двумя прихожанами; священника села Сарафанного отца Флорентия Троицкого дважды арестовывали.
Страшная участь постигла и отца Николая Пономарева. 28 июля/10 августа, в день Смоленской иконы Божией Матери, его отправили на станцию Егоршино на общественные работы, вскоре после чего он был убит большевиками. Точная дата и место смерти отца Николая пока не известны, но можно предположить, что это произошло либо в селе Шогрышском, либо на станции Егоршино в период с 28 июля/10 августа до прихода белогвардейских частей 8/21 сентября. В селе Шогрышском белым представилась печальная картина: был разорен Никольский храм — разбиты кружки, унесены деньги и ковер; была ограблена квартира священника, причем похищенную из нее серебряную дароносицу один из красноармейцев использовал для хранения табака.
В первых числах ноября духовенство города Ирбита организовало «Вечер скорби», на котором присутствовал епископ Екатеринбургский и Ирбитский Григорий (Яцковский)[24]. Зал в здании городской думы был переполнен. Священник села Сарафанного отец Флорентий Троицкий рассказал о зверствах большевиков в Ирбитском уезде, о том, что сам он пережил и чему был свидетелем. Присутствовавшие услышали, какому разорению подверглись десятки сел и деревень. Так, в селах Антоновском и Бичурском были осквернены храмы, похищены антиминсы и священнические облачения. В селе Покровском храм был наполовину разрушен, престол перевернут, из воздухов красноармейцы сшили себе кисеты для табака. На престоле они играли в карты. В храм села Верхне-Покровского[5] «товарищи» въехали на лошадях, а Христорождественский храм в селе Ирбитские Вершины Камышловского уезда был обращен в конюшню. В августе-сентябре 1918 года в тех краях было убито еще несколько священнослужителей… Как писали в газете «Зауральский край», «сообщение отца Флорентия произвело гнетущее впечатление»[6] на присутствовавших.
После выступления отца Флорентия церковными хорами Богоявленского собора и Сретенской церкви было исполнено несколько духовных песнопений, после чего владыка Григорий (Яцковский) произнес небольшую речь, в которой, между прочим, отметил, что ответом со стороны духовенства на все зверства большевиков будет лишь одно — молитва: «Господи, прости им, не ведают бо, что творят»[7].
В конце 1918 — начале 1919 года имя отца Николая Пономарева было включено в Список убиенных в 1918 году в Екатеринбургской епархии священно- и церковнослужителей, который был составлен с целью их поминовения во всех храмах и монастырях епархии.
В 2002 году священномученик Николай был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской от Екатеринбургской епархии; в 2010 году – в Соборе Екатеринбургских святых.
Источники:
ГАСО. Ф. 6. Оп. 14. Д. 46, 94, 97.
Помянник 1919 года. ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 16854. Л. 50.
ЦДООСО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 780.
Жития святых Екатеринбургской епархии. — Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008.
Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург: Братство святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, 1902.
Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1904 год. Екатеринбург, 1904.
Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год. Екатеринбург, 1915.
Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1902. № 19; 1916. № 35.
Известия Екатеринбургской Церкви. 1918. № 17–18.
Ирбит // Зауральский край. 1918. 6 нояб.
[1]Точная дата кончины отца Николая Пономарева не известна, поэтому днем его памяти определен день отправки его на окопные работы – последнее событие его жизни, о котором сохранились сведения. |
[2] Возможно, в 1866 году. Данные приводятся на основании сведений из «Справочной книжки Екатеринбургской епархии на 1915 год», в которой указан возраст священномученика.
[3] Метрическая книга Николаевской церкви села Шогрышского на 1916 год. ГАСО. Ф. 6. Оп. 14. Д. 94. Л. 151 об., 153 об. (Последняя запись псаломщика Николая Пономарева и первая запись диакона Николая Пономарева).
[4] В источнике указаны только фамилии этих священнослужителей.
[5] См.: Ирбит // Зауральский край. 1918. 6 нояб. Вероятно, это село имело второе название, так как в «Справочных книжках Екатеринбургской епархии» за 1904 и 1915 годы оно не указано.
[6] Ирбит // Зауральский край. 1918. 6 нояб.
[7] Ирбит // Зауральский край. 1918. 6 нояб.; Лк. 23, 34.