По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

Священномученик Константин Алексеев

Константин Николаевич Алексеев родился 3 ноября 1873 года в селе Новое Камышловского уезда, в семье церковнослужителя.

В 1884 году он начал обучение в духовном училище при Далматовском Свято-Успенском мужском монастыре, а окончил — в Камышловском училище на епархиальном обеспечении. После его окончания он поступил в первый класс Пермской духовной семинарии, но продолжать обучение не стал.

С двадцати лет Константин нес служение в качестве псаломщика в храмах Шадринского и Екатеринбургского уездов.  В 1894 году женился.

Получив свидетельство на звание учителя церковно-приходской школы, в ноябре 1897 года Константин был рукоположен во диакона. В течение 10 лет он прослужил в Царе-Константиновском храме села Галкинское, недолгое время – в Никольском храме Верх-Нейвинского завода. В 1908 – 1910 гг. он был клириком Казанско-Богородицкого храма Нижне-Исетского завода Екатеринбургского уезда.

14 марта 1910 года диакон Константин был рукоположен в сан пресвитера  и поступил на вторую священническую вакансию в Духосошественскую церковь Кыштымского завода Екатеринбургского уезда. Здесь его утвердили и в должности законоучителя одноклассного училища. Служение в Кыштымском заводе продолжалось в течение двух лет.

13 декабря 1912 г. священник Константин Алексеев был переведен в Свято-Троицкую церковь села Троицкое Камышловского уезда, где он прослужил до 1918 года.

Священник Константин стал истинным пастырем для своих прихожан. Вся жизнь его была наполнена деятельной любовью к людям, заботой об их духовных и материальных нуждах. Отдаваясь всецело священническому служению, он был далек от политики.

В первые дни октябрьского переворота 1917 года в Камышлове был организован городской Совет, а в течение марта 1918 года по всему уезду были образованы волостные и сельские советы. Крестьянское население уезда к новым органам власти относилось отрицательно. Жители села Троицкое предприняли одну из первых в Камышловском уезде попыток выступить против новой власти: в конце января 1918 г. на сельском собрании ими было принято решение поднять народ по колокольному звону и ликвидировать сельский совет. Большевики об этом узнали и пригласили на помощь представителей уездного совета.

30 января 1918 г. в селе Троицкое раздался набат. Крестьяне собрались у волостного правления. Приехавшие из Камышлова большевики попытались разъяснить народу очередные задачи советской власти и привлечь его на свою сторону рассказами о светлом будущем. Но их никто слушать не стал. Опасаясь, что крестьяне проявят насилие по отношению к приезжим большевикам, члены сельсовета через запертую дверь начали стрелять, убили трех человек, еще троих ранили. Сельский совет ликвидировать не удалось, но его распоряжения крестьяне по-прежнему игнорировали.

В июне 1918 г. Камышловский исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов принял постановление о реализации в уезде Декрета о хлебной монополии, предполагавшего реквизицию хлеба у населения. В ответ на это волостные советы заявили, что проведение в жизнь этого декрета среди их населения невозможно. В районе было много зажиточных крестьян, которые были крайне недовольны советской властью и ее мероприятиями, особенно реквизицией продовольствия и мобилизацией в Красную армию. Население стало сопротивляться проведению этих мероприятий, и только тогда, когда в районе сосредоточилось большое количество красноармейских и красногвардейских карательных отрядов, Советы смогли добиться исполнения своих постановлений.

Летом 1918 г., несмотря на численное превосходство, Красная армия начала отступать под натиском чехословацких войск. Настрадавшиеся от произвола местных советов и Рабоче-крестьянской армии, жители большинства уральских заводов и сел встречали чехов как освободителей. Отступая, красноармейцы в бессильной злобе грабили и расстреливали мирных жителей, брали заложников, сжигали дома и даже целые деревни.

Особую ненависть красноармейцы проявляли по отношению к священнослужителям. 14/27 июля 1918 г. на квартиру к священнику Константину Алексееву явились вооруженные красноармейцы, арестовали его и увезли сначала на станцию Богданович, а затем, отступая, на станцию Антрацит. Иерея Константина с другими заложниками они увезли с собой.

17/30 июля 1-й Крестьянский коммунистический полк покинул Антрацит и стал отступать к станции Егоршино. К этому времени настоятель храма Святой Троицы села Троицкое священник Константин Алексеев был расстрелян. Точная дата этого трагического события не известна.

Решением Священного Синода от 17 июля 2002 г. священник Константин Алексеев был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.

День памяти – Собор новомучеников и исповедников Российских (первое воскресение, начиная от 25 января).

Икона священномучеников Николая Бирюкова, Константина Алексеева и Александра Сидорова.

Источники и литература:

Бароев Борис, свящ. Ходатай земли нашей // http://orthodox-magazine.ru/ (дата обращения 15.07.2016).

В Верхнем Уфалее написали икону местных святых// http://mitropolia74.ru/ (дата обращения 11.11.2016).

В канун престольного праздника в селе Таушканском жители Сухоложья почтили память Небесных покровителей // http:// kamensk-eparhia/ru/ (дата обращения 13.07.2016).

В храм Рождества Христова п. Алтынай доставлена икона свмч. Константина Алексеева // http://kamensk-eparhiya.ru (дата обращения 11.09.2016).

ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 15835. Л. 50.

ГАСО. Ф.6. Оп. 4. Д. 81.

Жития святых Екатеринбургской епархии / Подгот. текстов и фотоматериалов Комиссией по канонизации святых Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург. Информ. изд. отд. Екатеринбургской епархии. Екатеринбург. 2008. С. 544-547.

Кручинин А.М. Бои за Богданович и Егоршино (июль-сентябрь 1918 года) // http://bergenschild.ru/ (дата обращения 01.11.2016).

Савелюк Лариса. Сеющие слезами, радостию пожнут // http://rogdvest.ucoz.ru/ (дата обращения 09.11.2016).

Савелюк Л.В., Печерин  А.В. СВЯТОЙ ИЗ РОДА КАПУСТИНЫХ И АЛЕКСЕЕВЫХ // От Зауралья до Иерусалима: личность, труды и эпоха архимандрита Антонина (Капустина). Материалы Всероссийской научной конференции (Далматово, 12–13 мая 2016 г.). Далматово. 2016. С. 170-177.