По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

29 октября 2025

«Путешествие в мир музыки»: в Екатеринбургской духовной семинарии состоялся камерный вечер памяти Бетховена 

   

В здании Екатеринбургской духовной семинарии в Верхней Пышме 25 октября 2025 года состоялся камерный вечер, посвященный бессмертному творчеству Людвига ван Бетховена. Концерт, прошедший в уютной и возвышенной атмосфере, предложил слушателям уникальное музыкальное путешествие по двум скрипичным сонатам великого композитора, созданным в плодотворный период между 1798 и 1802 годами.

Исполняли музыкальные шедевры два талантливых молодых музыканта. Партию фортепиано – лауреат всероссийских и международных конкурсов Александр Валов. Его исполнение отличают яркое романтическое начало, виртуозность и глубокое погружение в музыкальный текст. Александр является давним участником филармонических проектов, и его выступления всегда отличаются эмоциональной насыщенностью и зрелостью интерпретации. Его партнером в этом музыкальном диалоге выступил артист Уральского молодежного симфонического оркестра Александр Шахов.

– Программа вечера была выстроена как удивительное преображение: от безмятежной классичности к бурному романтизму, от света – к драме. Это эмоциональное путешествие слушатели совершили благодаря продуманной последовательности исполнения произведений, – рассказали в семинарии.

Начался вечер с Сонаты для скрипки и фортепиано № 8 соль мажор. Эту сонату по праву называют «Светлой пасторалью». Тональность соль мажор, одна из самых прозрачных и ясных, была использована Бетховеном для создания необычайно поэтичного и гармоничного полотна. Критики часто отмечают ее «моцартовскую» грацию и изящество. Здесь царит дуэт равных партнеров – скрипки и фортепиано, чьи певучие мелодии перетекают друг в друга, создавая ощущение полного умиротворения. Финальное Рондо – это легкий, живой и остроумный танец, полный беззаботной радости, словно говорящий о существовании идеальной красоты и гармонии в мире.

Однако вслед за светом пришла драма. Сразу после безмятежной Восьмой сонаты прозвучала ее полная противоположность – Соната для скрипки и фортепиано № 7 до минор. До минор – это особая, «бетховенская» тональность, та самая, в которой позже прозвучит его знаменитый «мотив судьбы» из Пятой симфонии. И здесь, в Седьмой сонате, слушатели столкнулись с тем самым напряженным, конфликтным, драматическим духом. Эта соната — яркий пример того, как Бетховен ломает классические каноны и смело устремляется в эпоху Романтизма. Ее первая часть построена на острых контрастах, на столкновении мощных, решительных тем и трепетной, почти отчаянной лирики. А финал, Рондо — это неистовый вихрь, стремительный и неукротимый, который не оставляет сомнений: перед нами — бунтующий Бетховен.

– Камерный вечер стал уникальной возможностью всего за один час пережить эмоциональное путешествие: от созерцательной гармонии и света к драме. Слушатели стали свидетелями рождения нового, романтического Бетховена, который вырастает на их глазах из классической ясности, – отметили организаторы.

Совместное прочтение шедевров Бетховена молодыми музыкантами стало ярким событием в культурной жизни Екатеринбургской духовной семинарии, подчеркивающим важность приобщения к высоким образцам мирового искусства и всестороннего развития личности.

По материалам Екатеринбургской духовной семинарии