В воскресенье, 20 октября, в России отмечался День отца. Специально к этой дате в «АиФ-Урал» подготовили интервью с настоятелем храма во имя Рождества Христова на Уралмаше, иереем Андреем Юганцом.
Чем можно заменить ребёнку отца и в какой степени? Как Церковь относится к неплательщикам алиментов и зачем возить сына с собой на рыбалку? Об этом и многом другом – в материале ural.aif.ru.
Ухаживали по очереди
Дарья Попович, «АиФ-Урал»: Отец Андрей, классик писал, что ребёнку в первую очередь нужна мать, а другого родителя при желании можно заменить. Так в чём же тогда ценность отца в современной семье?
– Когда мы, христиане, говорим об отцовстве, то в первую очередь вспоминаем о Боге. Он относится к нам, как к своим детям, с любовью, и лучшим примером и доказательством этого является жертвенная любовь Иисуса Христа, который был распят на кресте ради нашего спасения. В то же время нам следует беспрекословно выполнять его волю, то есть руководствоваться заповедями, принципами добра и любви. Вот так и следует выстраивать отношения с собственными детьми: любить их, как нас — Господь. Апостол Павел называл семью малой церковью, где у мужчины — своя роль.
Когда люди впервые вступают в брак, то, как правило, смутно представляют себе, что их ждёт. В лучшем случае, у кого-то есть добрый пример среди родных или друзей. Невесте с женихом нужно заранее продумать, как они будут распределять ответственность в своей будущей семье. Современные психологи говорят о супружеских отношениях как о партнерстве, где супруги должны принимать решения и нести ответственность на равных. И кому-то действительно подходит такая модель поведения. Однако в православии полнота ответственности возлагается на мужа, он в большей степени думает обо всех. Но его первенство в семье не должно переходить в деспотизм. К примеру, в семье вместе выбирают, в какие спортивные секции будут ходить дети, к каким докторам обратиться за помощью, но в спорных случаях окончательное решение должно быть за мужем. Сейчас все вопросы, которые касаются детей, чаще всего решают женщины. А их супруги думают, что достаточно просто приносить деньги. Но это не так.
Наши женщины образованные, красивые, ответственные, но иногда они берут на себя намного больше, чем нужно. Я часто советую прихожанкам, чтобы они позволили своим мужьям действовать. Муж должен учитывать мнение своей супруги. Но при этом ему стоит брать «бразды правления» в свои руки, особенно в отношении детей. И, если он так и поступает, такого отца действительно нельзя заменить.
– Ваше отношение к семье изменилось, когда у вас появились дети?
– Конечно! Помню, как встречал супругу из роддома и с трепетом брал на руки каждого ребёнка. (Улыбается. — Ред.). У нас их четверо. Ваня и Даша уже взрослые. Христина учится в средних классах, а Танюша ещё маленькая, ей три годика.
Мы с женой были студентами, когда у нас появился первенец. Я учился в духовной семинарии, она – в педагогическом институте. Приходилось по очереди и на лекции бегать, и за ребёнком ухаживать. Когда сам ещё молодой, хочется проводить время с друзьями, развлекаться, например, сходить в спортзал или как-то повеселиться. Но, став отцом, осознаёшь ответственность за малыша. А когда он болеет, переживаешь, хочется помочь ему справиться с болячкой, пусть даже это банальная простуда. Начинаешь молиться уже не только за себя, но и за своих детей. Вообще, чтобы понять в полной мере, что чувствует отец, нужно им стать.
Сдерживаться за рулём
– Как отцу прививать своим детям нужные смыслы?
– Мы воспитываем детей, даже когда не задумываемся об этом. Если папа пропадает на работе, ребёнок понимает, что тот умеет и любит трудиться, но малышу не хватает общения с ним. Хотим мы того или нет, но дети всё подмечают: как мы относимся к своей жене, как говорим друг с другом. У меня перед глазами пример семьи, где отец и его трое сыновей священники. А сейчас уже их дети выросли, и некоторые дочери сами стали матушками, то есть женами священнослужителей.
И всё-таки отец должен специально заниматься воспитанием своего чада. Казалось бы, это очевидно, но так делают не все. Нехорошо, если, придя с работы, мужчина постоянно просит близких не беспокоить его. Нужно поинтересоваться, как дела у твоего ребёнка. Задав вопрос — выслушать с интересом. Хорошо, когда есть возможность провожать дочь или сына в спортивную секцию, на танцы. Если я остаюсь дома с младшей дочерью, то читаю ей сказки, мы вместе рисуем, я вижу и чувствую, что ей это интересно и важно. Радуюсь, когда получается вместе с сыном выезжать на рыбалку. Это не просто развлечение, а определённый урок жизни. Суметь поймать рыбу и почувствовать себя настоящим добытчиком – это бесценно. Зарабатывать деньги — это важно, и рыбу можно купить в магазине, но на реке с удочкой ты подаëшь живой пример, дети должны знать, как добывается пища. Да и общение на природе вызывает яркие эмоции. Я сам с радостью и благодарностью вспоминаю своего отца, который научил меня собирать грибы, разводить костёр, ставить палатку.
Справедливости ради стоит сказать, что на ребёнка влияют не только родители, но и другие люди, внешний мир. Наша задача — укрепить духовный и нравственный иммунитет наших детей, образно говоря, сделать им духовную прививку, чтобы дети могли противостоять вредным, разрушительным воздействиям других людей. В христианских семьях мы учим детей молиться, ходить в церковь в воскресенье и праздники. Но и сами не должны забывать, что мужчина и здесь должен быть молитвенником. К сожалению, в церкви на службе чаще бывают женщины. Мужчины, видимо, считают это чем-то зазорным, но, если родитель искренне молится за свою семью, многие проблемы отступают и те же отношения становятся другими. Вообще, человек — это не только тело, но и душа, и дух. Чтобы личность и семья были гармоничными, нужно заботиться обо всех этих составляющих. Если совсем просто, для тела – спортзал, для души – театр, а для духа – церковь.
– А вам удаётся дать своим детям ту самую «прививку», чтобы они не увлеклись чем-то деструктивным?
– Да, слава Богу, справляемся (смеётся. — Ред.) Правда, мне сложно говорить о себе. Я привык быть самокритичным. И вообще, как тут скажешь, хороший ли я отец и муж? Мои младшие дети ходят в воскресную школу. Старшие, в силу своей занятости, уже не могут проводить в церкви столько времени, сколько в детстве, но, главное, считают себя православными христианами. А показывать добрый пример бывает трудно. Я человек эмоциональный. И бывает, что раздражаюсь на людей, которые, мягко говоря, неправильно ведут себя на дороге, нарушают правила. Но, когда мне хочется выругаться, вспоминаю, что у меня в машине сидит ребёнок и я должен сдерживаться.
А ведь при этом детей нужно учить, чтобы они умели признавать свои ошибки, умели просить прощения, если виноваты, решать конфликты мирным путем.
– Взрослый человек должен просить прощения у своего ребёнка?
– Если виноват, то должен однозначно! И для ребёнка это хороший опыт, когда отец умеет извиниться, ведь все могут ошибаться. Отругать ребёнка за конкретные нехорошие действия необходимо, но при этом не следует обижать и оскорблять его. Стоит объяснять, почему нельзя прогуливать музыкальную школу, а не обзывать бестолочью или ещё какими-то обидными словами. Если перешёл эту черту, ты уже сам неправ. В общем, воспитание – штука сложная.
Когда отец — не пример
– Но некоторые мужчины уверены: достаточно платить алименты, и на этом их миссия выполнена. Иные и этого не делают…
– Одно время я служил в Реже и окормлял местную службу судебных приставов. Они просили меня: «Батюшка, у нас столько злостных неплательщиков алиментов! Повлияйте на них, поговорите с ними! Объясните этим мужчинам, что нельзя так относиться к своим детям!» Исправлять других дело малоэффективное. Через какое-то время приставы поняли, что священник нужен им самим. У них периодически возникали духовные вопросы. И, хотя я уже шесть лет не служу в Реже, мы до сих пор общаемся. Но вернёмся к нашему вопросу. Те, кто не платит алименты или, наоборот, откупается ими, но не хочет заниматься воспитанием своего ребёнка, не имеют права называться отцами. Да, обстоятельства могут сложиться так, что ты не можешь быть вместе с мамой этого ребёнка. Бывает, что люди разводятся, это экстренная мера. Какие-то дети появляются и вне брака. Безответственность некоторых мужчин, к сожалению, не редкость в нашем обществе. Но даже если так получилось, ребёнок не виноват, и он не перестаёт быть твоим. Можно окончательно разорвать отношения с женщиной, с которой, как тебе кажется, ты встретился случайно. Но твой ребёнок всё равно в тебе нуждается. Он смотрит на своих одноклассников, у которых есть папы, видит, как те, к примеру, встречают их после школы. Дети, у которых есть отец, знают: если с ними что-то случится в жизни, можно прийти к нему, найти у него поддержку, защиту и помощь. Ребёнок, которого вы оставили, всего этого лишён. Вот так при живом вас он как сирота.
– Если отец в семье – антипример, это тоже служит своего рода духовным воспитанием?
– Люди не ангелы, у кого-то характер может быть скверный, тут можно ребёнку объяснить, что повторять за таким взрослым не нужно. Но если человек, например, зависимый, в этом случае его влияние однозначно губительно. Предположим, он алкоголик или наркоман и ничего не делает для того, чтобы преодолеть себя. Тогда какая польза детям от общения с ним? Иногда это прямая угроза для их жизни. Церковь признаёт хронический алкоголизм или наркоманию веской причиной для расторжения брака. Некоторые женщины совместную жизнь с таким человеком ошибочно считают своей судьбой, говорят: «Это мой крест». Но такая жизнь наносит вред ребёнку, травмирует его душу. Наивно полагать, что стоит лишь сказать: «Сынок, папа пьянствует каждый день, это плохо, только ты так не делай», и сын всё поймёт. По статистике, дети алкоголиков могут унаследовать эту пагубную привычку в 70% случаев. У них и так есть генетическая склонность к зависимости. Риск очень высокий!
– Может ли духовник в церкви заменить отца, которого нет?
– В какой-то степени – да. Хотя полностью сделать этого никто не может. Семьи без отцов называют неполными. Это может быть обидное наименование, но для ребёнка очень важен папа. В полной мере никто его не заменит, может быть, отчасти на себя возьмёт эту роль дедушка или родной дядя, священник-духовник. На исповеди ребёнок, если захочет, может открыть батюшке сокровенные переживания своей души. Нужно суметь поддержать маленького человека.
Хочется надеяться, что семья – это главная ценность для большинства наших сограждан, важно беречь свои семьи и в полной мере заботиться о своих детях.