Завтра, 14 августа начинается Успенский пост – один из четырех многодневных постов Православной Церкви.
Успенский пост длится всего две недели – с 14 по 27 августа включительно, но при этом он такой же строгий, как и Великий. Завершается он праздником, в честь которого и назван – Успением Пресвятой Богородицы 28 августа.
— Праздник Успения венчает этот пост, это так. Но все же, постимся мы не ради праздника, его события и торжества. Постимся – дабы по примеру Самого Христа Спасителя и многих святых, по Уставу нашей Церкви, очистить наши души и тела, чтобы Царство Божие, которое находится внутри каждого из нас, словно отмытый бриллиант, стало сиять в нашей совести, в наших очах и в наших делах. Особенно делах — делах миролюбия, любви, добросердечности, заботы о людях, милосердия и сострадания. Тех делах, которые всегда покоряли сердца людей к подножию Креста Христова, — рассказал руководитель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.
— Этот пост еще по праву может именоваться многоспасским, так как на протяжении всего лишь двух недель Церковь отмечает три больших праздника, особо посвященных Христу Спасителю. Поименуем их с конца: сам праздник Успения, не только Богородичный, ведь Господь изымает Свою Мать из земли, не дает Ей увидеть тления и возводит к Себе на Небеса. В народе этот третий Спас именуется еще Ореховым, так как освящаются орехи лесные и земные, к тому времени во многих землях поспевающие. Как плоды и труда, и благословения приносятся в Церковь в дар и для освящения.
19 августа мы будем совершать празднование Преображения Господня. В этот день, кстати, очень строгий Успенский пост, устав которого идентичен уставу Великого поста, разрешает на трапезе рыбу. В народе Преображение именуется Яблочным Спасом, следовательно, есть традиция освящать эти плоды 19 августа для большей праздничности.
Наконец, с чего и начинается Успенский пост 14 августа – Спас Медовый. В этот день Церковь вспоминает праздник Изнесения Честных Древ Креста Христова. Праздник, которому мы обязаны Константинопольской церкви, поскольку он установился в память обычая совершения крестного хода по городу с Крестом Христовым, освящением воды для очищения от болезней. В Русской же Церкви к этому празднику присоединился еще один – день Всемилостивого Спаса, учрежденный князем Андреем Боголюбским в честь его спасения и победы над волжскими булгарами, по молитве перед иконой Спаса Всемилостивого и Владимирской Божьей Матери, икону Которой он вывез из Киева в свой стольный город, где она и получила свое великое название.
Всеми этими празднованиями значимых дней насыщен краткий Успенский пост. Нам верующим будет радостно и легко поститься, переживая ежедневно те или иные события церковной истории. При этом, самая главная история совершается в сердце каждого из нас. Это история нашего спасения. История нашей борьбы и наших духовных трудов. Ради Христа, ради Богородицы и ради самих себя. Наша Стена и наш Покров, этим постом особенно, будет Богородица, по молитвам святого князя Андрея!