По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

4 июля 2024

Жизнеописание святых Царственных страстотерпцев

«Царь у нас праведной и благочестивой жизни. Богом послан ему

тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду,

 как сказано тайновидцем судеб Божиих: «Кого Я люблю, тех обличаю

 и наказываю» (Откр. 3, 19). Если не будет покаяния у русского

народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя

и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных

правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Царь Николай II родился 19 мая 1868 года под Санкт-Петербургом, в Царском Селе. Он был старшим сыном Императора Александра III (Царя-Миротворца) и его супруги Императрицы Марии Феодоровны. Воспитание, полученное им под руководством отца, было строгим, почти суровым. «Ни я, ни великая княгиня не желаем делать из наших детей оранжерейных цветов… Учите хорошенько, послаблений не делайте, спрашивайте по всей строгости закона, не поощряйте лень в особенности… Мне фарфоpa не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые русские дети», — такие требования выдвигал Император к воспитателям своих детей. Еще маленьким ребенком Цесаревич проявлял особую любовь к Богу, к Церкви. Великий князь Николай Александрович с детства отличался благочестием и старался в добродетелях подражать праведному Иову Многострадальному, в день памяти которого родился, и святителю Николаю, в честь которого был назван. «Я родился в день Иова Многострадального, — говорил он, — и мне предназначено страдать». Близкие отмечали: «У Николая душа чистая, как хрусталь, и горячо всех любящая». Его глубоко трогали всякое горе человеческое и всякая нужда. День он начинал и заканчивал молитвой; хорошо знал чин церковных служб, во время которых любил подпевать церковному хору.

Образование сына по воле Августейшего отца Александра III велось строго в русском православном духе. Царственный отрок проводил много времени за книгой. Он удивлял своих учителей необычайной памятью и незаурядными способностями. Наследник получил прекрасное среднее и высшее образование — и то и другое в расширенном объеме, под руководством выдающихся и требовательных преподавателей. Учителями будущего Государя были обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, министр финансов Н. X. Бунге, начальник Академии Генерального штаба М. И. Драгомиров. Прежде всего Николай Александрович изучал политическую экономию, право и военное дело (военное правоведение, стратегию, военную географию, службу Генерального штаба). Он прошел доступную только Наследнику престола всестороннюю военную подготовку в пехоте, кавалерии, артиллерии и на флоте. Проводились также занятия по вольтижировке, фехтованию, рисованию, музыке. Государь в совершенстве владел немецким, французским, английским языками.

С 19 мая 1889 года Наследник престола Великий князь Николай Александрович был введен в члены Государственного Совета Российской империи и Кабинет министров. С этого дня он принимал участие в обсуждении и разрешении государственных проблем. Осенью 1891 года, когда десятки губерний России изнемогали от голода, Император Александр III поставил сына во главе Комитета по оказанию помощи голодающим. Будущий Царь воочию увидел людское горе и неустанно трудился, чтобы облегчить страдания своего народа.

Серьезное испытание было послано Царской семье осенью 1888 года: под Харьковом произошло страшное крушение царского поезда. Вагоны с грохотом падали с высокой насыпи под откос. Провидением Божиим жизнь Императора Александра III и всей Августейшей семьи была чудесно спасена.

Новое испытание последовало в 1891 году во время путешествия Цесаревича по Дальнему Востоку: в Японии на него было совершено покушение. Николай Александрович едва не погиб от сабельного удара религиозного фанатика, но греческий принц Георгий бамбуковой тростью сбил с ног нападавшего. И вновь совершилось чудо: только легкая рана осталась на голове наследника Российского престола. Всевышний еще раз напомнил Свое слово: «Не прикасайтесь помазанным Моим» (Пс. 104:15).

Будущая Императрица Александра Феодоровна (принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса) родилась 7 июня 1872 года в Дармштадте, столице небольшого герцогства, к тому времени уже насильственно включенного в Германскую империю. Отцом Алисы был Великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг IV, матерью — принцесса Алиса Английская, дочь королевы Виктории. В младенчестве принцесса Алиса была веселым, живым ребенком, поэтому близкие ласково называли ее «Sunny» («Солнышко»). Она, как и остальные члены ее семьи, была лютеранкой по вероисповеданию. Все дети гессенской четы — а их было семеро — воспитывались в исключительно патриархальных традициях. Жизнь их проходила по строго установленному матерью регламенту, ни одной минуты не должно было проходить без дела. Одежда и еда детей были очень простыми. Девочки сами зажигали камины, убирали свои комнаты. Мать старалась с детства привить им качества, основанные на глубоко религиозном подходе к жизни.

Большое горе принцесса Аликс перенесла в шесть лет, когда от дифтерии в возрасте тридцати пяти лет умерла ее мать. После пережитой трагедии маленькая Аликс замкнулась в себе, стала как бы отчужденной, начала сторониться незнакомых людей, успокаивалась она только в семейном кругу. После смерти матери воспитанием детей занялась их бабушка — английская королева Виктория.

Первая встреча шестнадцатилетнего Наследника Российского престола Николая Александровича и совсем юной принцессы Алисы произошла в России в 1884 году, когда ее старшая сестра, будущая преподобномученица Елисавета, вступила в брак с Великим князем Сергеем Александровичем, дядей Цесаревича Николая Александровича. Между молодыми людьми завязалась крепкая дружба, перешедшая затем в глубокую, нежную и невероятно чистую любовь.

В 1889 году, достигнув совершеннолетия, Цесаревич Николай обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой. Император Александр III отказал, он был против. И только в 1894 году, видя твердую решимость сына вступить в брак с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, Августейшие родители дают свое благословение. Единственным препятствием для этого брака оставалась необходимость перехода в Православие принцессы Алисы, так как по российским законам невеста Наследника Российского престола должна быть также православной. Принцесса поначалу смущалась необходимостью перемены веры. Но Цесаревич искренним исповеданием своей Православной веры и благочестивой жизнью убедил ее принять святое Православие. Он писал в то время: «Спаситель наш сказал: «Все, что ты просишь у Бога, даст тебе Бог», — слова эти бесконечно мне дороги, потому что в течение пяти лет я молился ими, повторяя их каждую ночь, умоляя Бога облегчить Алисе переход в Православную веру и дать мне ее в жены». В решающем разговоре он сказал невесте: «Когда Вы узнаете, как прекрасна, благодатна и смиренна наша Православная религия, как величественны и великолепны наши храмы и монастыри и как торжественны и величавы наши богослужения, — Вы их полюбите, и ничто не будет нас разделять».

В итоге принцесса Алиса согласилась принять Православную веру, пройдя необходимый вероучительный курс, и прибыла в Россию. Радость встречи была омрачена резким ухудшением здоровья Императора Александра III. Поездка в Крым осенью 1894 года не принесла ему облегчения, тяжелый недуг неумолимо уносил силы. Во время тяжелой болезни Государя Цесаревич неотступно находился у его постели. В те дни он говорил невесте: «Как преданный сын и как первый верный слуга своего отца, я должен быть с ним везде». Здесь же находилась и принцесса Алиса, разделявшая боль и переживания своей будущей семьи.

2 ноября 1894 года Император Александр III скончался. В день смерти Императора Николай Александрович сказал, что он не желал Царского венца, но, боясь ослушаться воли Всевышнего и отцовской воли, принимает Царский венец.

На следующий день в небольшой дворцовой церкви Ливадийского дворца принцесса Алиса приняла Православие. Совершал Таинство Всероссийский пастырь Иоанн Кронштадтский, духовно наставлявший Императора Александра III перед кончиной. Принцесса была наречена Александрой в честь святой мученицы царицы Александры и получила титул Великой княжны. В тот знаменательный день Августейшие жених и невеста после таинства Исповеди вместе причастились Святых Христовых Тайн.

Император Николай II взошел на престол 15 ноября 1894 года. «В этот скорбный, но торжественный час вступления нашего на прародительский престол, — сказал он, — принимаем священный обет, пред лицом Всевышнего, всегда иметь единой целью мирное преуспевание, могущество и славу дорогой России и устроение счастья всех наших верноподданных».

Несмотря на траур по отцу, было решено не откладывать бракосочетание, но оно состоялось в самой скромной обстановке в церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге 27 ноября 1894 года. В день свадьбы Александра Феодоровна записала в своем дневнике: «Мы соединены, скованы для совместной жизни, и когда здешней жизни придет конец, мы встретимся опять на другом свете, чтобы быть вечно вместе».

Делами любви и милосердия отметил Государь Николай II начало своего правления державой Российской: получили облегчение заключенные в тюрьмах, было большое прощение долгов, оказана значительная помощь нуждающимся ученым, писателям и студентам.

Император Николай II относился к несению обязанностей монарха как к священному долгу. Государь глубоко верил, что и для стомиллионного русского народа Царская власть была и остается священной. В нем всегда жило представление о том, что Царю и Царице следует быть ближе к народу, чаще видеть его нужду и больше доверять ему.

На всю жизнь сохранил в своем сердце Император Николай II заветы державного отца, произнесенные им накануне кончины: «Тебе предстоит взять с плеч моих тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы так же, как нес его я и как несли наши предки. Я передаю тебе царство, Богом мне врученное. Я принял его тринадцать лет тому назад от истекавшего кровью отца… В тот трагический день встал предо мною вопрос: какой дорогой идти? Той ли, на которую меня толкало так называемое «передовое общество», зараженное либеральными идеями Запада, или той, которую подсказывало мне мое собственное убеждение, мой высший священный долг Государя и моя совесть. Я избрал свой путь. Либералы окрестили его реакционным. Меня интересовало только благо моего народа и величие России.

Я стремился дать внешний и внутренний мир, чтобы государство могло свободно и спокойно развиваться, крепнуть, богатеть и благоденствовать. Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконно русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц. Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, памятуя при том, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных перед Престолом Всевышнего. Вера в Бога и в святость твоего Царского долга да будут для тебя основой твоей жизни… В политике внешней — держись независимой позиции. Помни: у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней — прежде всего покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годину бед. Укрепляй семью, потому что она — основа всякого государства».

В униформе Л.-Гв. Преображенского полка, не ранее декабря 1907 г., когда в Гвардии были восстановлены лацканные мундиры, и не позднее марта 1910 г.

Самодержец Всероссийский Николай II венчался на царство в Москве, в Успенском соборе Кремля. Московский митрополит Сергий обратился к нему со словами: «…как нет выше, так нет и труднее на земле Царской власти, нет бремени тяжелее Царского служения. Через помазание видимое да озарит невидимая сила свыше… твою самодержавную деятельность ко благу и счастью твоих верноподданных».

Государь Николай II относился к несению обязанностей монарха как к своему священному долгу. Став верховным правителем огромной империи, в руках которого практически сосредоточивалась вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти, Царь взял на себя громадную историческую и моральную ответственность за все происходящее во вверенном ему государстве. В 1887 проводилась первая всеобщая перепись населения Российской империи. Царь Николай II также заполнил переписной лист. В графе «род занятий» он написал: «Хозяин земли Русской».

Государь Николай II был проникнут любовью к человеку и верил, что и в политике необходимо следовать заветам Христа. Император Всероссийский стал вдохновителем первой Всемирной конференции по предотвращению войн, которая состоялась в столице Голландии в 1899 году. Он первым среди правителей выступил на защиту вселенского мира и стал поистине Царем-миротворцем. «Мир был уже поражен, — писал в своей книге один из участников конференции в Гааге, — когда могущественный монарх, глава великой военной державы, объявил себя поборником разоружения и мира…». Он неутомимо стремился дать внутренний мир стране, чтобы она могла свободно развиваться и благоденствовать.

Государь в своем правлении и повседневной жизни придерживался исконно русских православных начал. Он глубоко знал русскую историю и литературу, был большим знатоком родного языка и не терпел употребления в нем иностранных слов. «Русский язык так богат, — говорил он, — что позволяет во всех случаях заменять иностранные выражения. Ни одно слово неславянского происхождения не должно уродовать нашего языка».

Царь был бессребреником. Нуждающимся он щедро помогал из своих собственных средств, не задумываясь о величине просимой суммы. Его доброта никогда не выказывалась наружу и не уменьшалась от бесчисленных разочарований. Четыре миллиона рублей царских денег, которые со времени правления Императора Александра II находились в Лондонском банке, Николай Александрович истратил на содержание госпиталей и других благотворительных учреждений. «Он скоро все раздаст, что имеет», — говорил управляющий кабинетом Его величества, основывая на этом свое желание покинуть занимаемую должность. «Его платья были часто чинены, — вспоминает слуга Царя. — Не любил он мотовства и роскоши. Штатские костюмы велись у него с жениховских времен, и он пользовался ими». После убийства Царской семьи в Екатеринбурге были найдены военные шаровары Императора. На них оказались заплаты и пометки: «Изготовлены 4 августа 1900 года», «Возобновлены 8 октября 1916 года».

Христианские добродетели Государя — кротость и невероятное самообладание, доброта и отзывчивость, мягкость и благородство, скромность и простота, исключительная деликатность и бережное отношение к чужому самолюбию — многими были приняты за слабость характера. Однако благодаря именно этим душевным и нравственным качествам в нем воплотилась огромная духовная сила, так необходимая Помазаннику Божию для Царского служения. «О русском Императоре говорят, что он доступен разным влияниям, — писал президент Франции Лубе. — Это глубоко неверно. Русский Император сам проводит свои идеи. Он защищает их с постоянством и большой силой… Царь имеет сильную душу и мужественное сердце, непоколебимо верное. Он знает, куда идет и чего хочет». Во время трудной войны с Японией, начавшейся в 1904 году, Государь заявил: «Я никогда не заключу позорного и недостойного великой России мира». Русская делегация на переговорах о мире с Японией следовала его указанию: «Ни гроша контрибуций, ни пяди земли». Несмотря на оказываемое на Царя со всех сторон давление, он проявил твердую волю, и успех в переговорах всецело принадлежит ему.

Будучи скромным и мягкосердечным, он умел, однако, когда это требовалось обстоятельствами, держать себя властно, повелевать или прямо смело выражать свое неудовольствие строгими и решительными словами, но всегда в спокойной и корректной форме.

Император Николай II обладал редкой выдержкой и мужеством. Глубокая вера в Промысел Божий укрепляла его и давала совершенное спокойствие духа, которое никогда не оставляло его. «Сколько лет я жил около Царя и ни разу не видел его в гневе, — вспоминает его слуга, — всегда он был очень ровный и спокойный». Император не опасался за свою жизнь, не боялся покушений и отказывался от самых необходимых мер безопасности. В решающий момент Кронштадтского мятежа в 1906 году Николай Александрович после доклада министра иностранных дел сказал: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи — в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей».

Царская чета являла и по сей день являет собой образец подлинно христианской семейной жизни. Отношения Августейших Супругов отличались искренней любовью, сердечным взаимопониманием и глубокой верностью. «Наша любовь и наша жизнь — это одно целое, мы настолько соединены, что нельзя сомневаться и в любви, и в верности — ничто не может разъединить нас или уменьшить нашу любовь», — писала мужу в 1909 году Александра Феодоровна. «Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! — записал 27 ноября 1914 года в дневнике Николай Александрович. — Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости». В наше время такие чистые отношения могут казаться несбыточной сказкой, а для них это было естественно.

Господь благословил этот брак рождением четырех дочерей: Ольги, Татианы, Марии, Анастасии — и сына Алексия. Долгожданный Наследник Российского престола родился 12 августа 1904 года. Он стал любимцем всей семьи. Близкие отмечали благородство характера Царевича, доброту и отзывчивость его сердца. «В душе этого ребенка не заложено ни одной порочной черты, — говорил один из его учителей, — душа его — самая благодатная почва для всех добрых семян». Алексий любил людей и старался всеми силами помочь им, в особенности тем, кто ему казался несправедливо обижен. «Когда я буду Царем, не будет бедных и несчастных, — говорил он. — Я хочу, чтобы все были счастливы».

Неизлечимая наследственная болезнь — гемофилия, обнаруженная у Цесаревича Алексия вскоре после рождения, постоянно угрожала его жизни. Этот недуг потребовал от семьи огромного напряжения душевных и физических сил, безграничной веры и смирения. Во время обострения болезни в 1912 году врачи вынесли мальчику безнадежный приговор, однако Государь на вопросы о здоровье Цесаревича смиренно отвечал: «Надеемся на Бога».

Царь и Царица воспитывали детей в преданности русскому народу и тщательно готовили их к предстоящему труду и подвигу. «Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей», — считала Государыня. «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, — говорил Государь, — такими должны быть и мои дети». Свою заботу и внимание Цесаревич и Великие княжны распространяли на всех, кого знали. Они воспитывались в простоте и строгости и были невероятно дружны между собой. «Долг родителей в отношении детей, — писала Государыня, — подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог». Цесаревич и Великие княжны спали на жестких походных кроватях без подушек, одевались просто, платье и обувь переходили от старших к младшим. Еда была самая простая. Любимой пищей Цесаревича Алексия были щи, каша и черный хлеб, «которые, — как говорил он, — едят все мои солдаты». «Они вели скромную жизнь, — писал близкий к ним человек, — были просты в обращении и не придавали значения своему Царскому положению».

Это была истинно православная семья, в которой царили традиции и уклад благочестивых русских семей. «В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи, — писала в дневнике Государыня, — и самое полное семейное счастье может быть достигнуто, когда все честно выполняют свои обязанности». Августейшая семья вела замкнутый образ жизни. Они не любили торжеств и громких речей, этикет был им в тягость. Царица и Великие княжны нередко пели в храме на клиросе во время Божественной литургии. «А с каким трепетом, с какими светлыми слезами приступали они к Святой Чаше!» — вспоминал духовник Царской семьи архиепископ Феофан (Полтавский). По вечерам Царь часто читал вслух в семейном кругу. Царица и дочери занимались рукоделием, говорили о Боге и молились. «Для Бога нет невозможного, — писала Государыня. — Я верю в то, что, кто чист своей душой, тот будет всегда услышан и тому не страшны никакие трудности и опасности жизни, так как они непреодолимы только для тех, кто мало и неглубоко верует».

Императрица Александра Феодоровна была прирожденной сестрой милосердия. Она посещала больных, оказывая им сердечную заботу и поддержку, а когда не могла пойти к страдающим сама, посылала дочерей. Государыня была убеждена: дети должны знать, что, кроме красоты, в мире много печали. Сама она никогда не роптала, нисколько не жалела себя, считая своим долгом «оставаться верной Христу и заботиться о тех, кто рядом». Государыню называли настоящей подвижницей благотворительности. Будучи безупречной женой и матерью, она особенно сочувствовала горестям других матерей и оказывала им посильную помощь и заботу. Во время голода 1898 года она пожертвовала страдающим восьмую часть годового дохода семьи. Александра Феодоровна часто передавала денежную помощь нуждающимся через своих приближенных, стараясь сохранить это в тайне. Государыня устраивала благотворительные базары, выручка от которых шла на помощь больным; она организовала по всей стране учебные мастерские для бедных и открыла училище сестер милосердия. На свои личные средства Царица построила дом для солдат-инвалидов Русско-японской войны, где они обучались всякому ремеслу.

Царская семья являла пример глубокого, чисто древнерусского благочестия, любви к благолепию церковных служб, почитания русских святынь, заботы и усердия о Православной Церкви не только в России, но и во всем мире. За годы царствования Императора Николая II число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч. Было открыто 250 новых монастырей, их стало 1025. Обновлялись древние храмы. Государь лично участвовал в закладке новых храмов и других церковных торжествах. Николай II щедро жертвовал личные средства на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. Царь ревностно заботился о духовном просвещении народа: по всей стране были открыты десятки тысяч церковно-приходских школ. Благочестивый Император поддерживал развитие искусств, возвышающих душу православного христианина, — церковной архитектуры, иконописания, древнего церковного пения и колокольного звона.

За время царствования Императора Николая II Русская Православная Церковь обогатилась большим числом новых святых и новых церковных торжеств, чем за весь Синодальный период. В 1903 году, ознакомившись с материалами к прославлению великого старца Серафима Саровского, Царь не согласился с мнением Синода и дерзновенно начертал: «Немедленно прославить». Были также прославлены святитель Феодосий Черниговский, святитель Иоасаф Белгородский, Патриарх Ермоген, святитель Питирим Тамбовский, святитель Иоанн Тобольский. Было восстановлено церковное почитание преподобной княгиня Анны Кашинской и преподобномученика Евфросина Синозерского, состоялось долгожданное перенесение мощей преподобной княгини Евфросинии, игумении Полоцкой, из Киева в Полоцк. Тотчас после кончины отца Иоанна Кронштадтского Государь дал распоряжение о всероссийском увековечивании памяти этого подвижника благочестия.

Государь сознавал необходимость жизни России на духовных началах Святой Руси. По замыслу Государя, успех задуманного во многом зависел от восстановления в России Патриаршества и выбора Патриарха. После глубоких размышлений Царь решил возложить, если Богу будет угодно, тяжелое бремя Патриаршего служения на себя, приняв монашество и священный сан. Царский Престол он полагал оставить Цесаревичу Алексию, назначив регентами при нем Императрицу и брата Великого князя Михаила. В начале 1905 года Государь встретился с членами Святейшего Синода и сообщил им о своем намерении. В ответ последовало молчание. «Нам нужно было бы, — вспоминали после присутствовавшие на встрече, — ему в ноги поклониться, преклоняясь пред величием принимаемого им для спасения России подвига, а мы… промолчали». Великий момент был не понят и упущен.

Нужно отметить, что период между двумя войнами, 1907-1914 гг. — был периодом наивысшего расцвета России, когда она, согласно статистическим показателям, гигантскими шагами шла вперед во всех областях государственной и народной жизни. Царствование Государя Николая II было отмечено подъемом состояния России на небывалую высоту. Народонаселение России увеличилось на 50 миллионов. Укрепилась национальная валюта. Государственные доходы значительно превышали расходы и были стабильно высокими. Промышленное производство возросло в четыре раза. Общая длина железнодорожных путей возросла на 58 251 тыс. км. Россия была лидером мирового рынка сельскохозяйственной продукции и обеспечивала треть мирового вывоза зерна. Более чем в 6 раз увеличился бюджет министерства народного просвещения, достигнув к 1913 году колоссальной цифры: полумиллиарда рублей золотом. Начальное образование с 1908 года стало обязательным и бесплатным. С этого года открывалось ежегодно 10 тысяч школ. В 1913 году число их превышало 130 тысяч.

Экономисты Европы в 1913 году предсказывали, что к середине текущего века Россия будет господствовать над Европой в политическом, экономическом и финансовом отношениях. Российская империя вызывала страх и ненависть у мировой закулисы. Поэтому огромные силы и средства были брошены на уничтожение самодержавного Российского государства и его православного Царя.

С началом Русско-японской войны в 1904 году, которая проходила неудачно для русских войск, революционные брожения в Российской империи начали усиливаться. Первая антирусская, антихристианская революция в России началась с небольшой забастовки 3 января 1905 года в Санкт-Петербурге на Путиловском заводе, работавшем на оборону страны в войне с Японией. 4 и 5 января к забастовке присоединились рабочие Франко-русского судостроительного завода и Семянниковского завода. Священник Георгий Гапон, предводитель этого бунта, нацеленный на политическую борьбу, впоследствии писал: «Мы решили распространить стачку на Франко-русский судостроительный и Семянниковский заводы, на которых насчитывалось 14 тысяч рабочих. Я избрал именно заводы, потому что знал, что как раз в это время они выполняли весьма серьезные заказы для нужд войны». Затем Георгий Гапон стал разрабатывать план передачи Императору петиции, которая представляла собой жесткий политический ультиматум власти, предъявлявший Государю заведомо невыполнимые требования. Кроме того, российское законодательство не предусматривало права подачи Императору такого рода петиций кем бы то ни было, кроме представителей дворянского сословия, и предполагало привлечение к суду составителей подобных петиций. Однако Гапон арестован не был. 9 января Георгий Гапон, извергнутый из священнического сана, повел народ с петицией к Дворцовой площади Санкт-Петербурга, хотя знал, что Государя в городе нет. Вооруженные револьверами представители революционных партий, скрывавшиеся в толпе народа, открыли огонь по солдатам. Началась перестрелка. Государь, узнав о жертвах «гапоновщины» (несколько десятков человек убиты и много раненых), приказал выдать 50 000 золотых рублей семьям пострадавших и созвать комиссию для выяснения нужд рабочих. Священный Синод дал такую оценку событиям 9 января: «Всего прискорбнее, что происходящие беспорядки вызваны подкупами со стороны врагов России и всякого порядка общественного. Значительные средства присланы ими, дабы произвести у нас междоусобицу, дабы отвлечением рабочих от труда помешать своевременной посылке на Дальний Восток морских и сухопутных сил, затруднить снабжение действующей армии и тем навлечь на Россию неисчислимые бедствия…».

До конца первой русской революции 1905-1907 годов от рук террористов погибало ежедневно от 10 до 18 человек, в большинстве своем государственные служащие. А в 1906 году кровавый революционный беспредел достиг своего апогея. Убийства полицейских, военных и государственных служащих стали повсеместными. Только за май 1906 года революционными организациями было убито 122, а в июне — 127 представителей власти. Государь принимает решение о введении военно-полевых судов, которые судили тех, кто совершал террористические акты и стрелял по войскам. В результате жесткости, проявленной Императором Николаем II в противодействии мятежу, удалось одержать победу над революцией.

Государь, как носитель верховной власти православного самодержавного царства, нес священные обязанности вселенского покровителя и защитника Православия — «удерживающего» (2 Фес. 1:7) мир от прихода антихриста, оберегая церковный мир во всем мире. Он встал на защиту гонимых, когда турки вырезали армян, притесняли и угнетали славян, и широко открыл границы России беженцам-христианам. Когда летом 1914 года Австро-Венгрия напала на беззащитную Сербию, Царь Николай II ответил на призыв о помощи. Россия защитила братскую страну. Однако заступничество Российской империи за братскую Сербию и проведенная в связи с этим мобилизация не имели ничего общего с бездумным романтизмом или бездумным самопожертвованием. Для России это была война за возможность оставаться независимым суверенным государством в наступающей качественно новой исторической реальности. Если посмотреть на предшествующую этой войне эпоху, мы увидим, что все действия Императора Николая II, начиная от созыва Гаагской конференции по разоружению 1899 года и заканчивая приказом о приостановке мобилизации в августе 1914 года, были направлены на предотвращение войны.

Германия объявила войну России 1 августа 1914 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского. Дивеевская блаженная Параскева Саровская говорила, что войну затеяли враги Отечества, чтобы свергнуть Царя и разорвать страну на части. В своем Манифесте о начале войны с Германией в 1914 году Император призывал к гражданскому миру и сплочению всех людей: «В грозный час испытания да будут забыты внутренние распри». Начало войны было встречено большинством русского народа с воодушевлением: в справедливом характере ее никто не сомневался.

Через несколько дней после начала войны Государь с семьей прибыл в Москву. Ликовал народ, звонили колокола Первопрестольной. На все приветствия Царь отвечал: «В час военной угрозы, так внезапно и вопреки моим намерениям надвинувшейся на миролюбивый народ мой, я, по обычаю державных предков, ищу укрепления душевных сил в молитве у святынь московских».

С первых дней войны Государь, помимо неусыпных трудов государственных, объезжал фронт, города и села России, благословляя войска и ободряя народ в посланном испытании. Царь горячо любил армию и близко принимал к сердцу ее нужды. Известен случай, когда Государь прошел несколько верст в новом солдатском обмундировании, чтобы проверить, будет ли удобной новая форма и этим глубже понять тяготы солдатской службы. Он по-отечески заботился о раненых воинах, посещая госпитали и лазареты. В обращении его с низшими чинами и солдатами чувствовалась неподдельная, искренняя любовь к простому русскому человеку. А Царица старалась как можно больше дворцов приспособить под госпитали. Нередко она лично занималась формированием санитарных поездов и складов медикаментов в городах России. Александра Феодоровна и старшие княжны стали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале. Государыня часто работала в операционной. Весь день Их Величеств был посвящен раненым, им они отдавали всю свою любовь и заботу. Ободрял страдающих и Цесаревич Алексий, подолгу разговаривая с воинами.

Государь обладал ценнейшими для военачальника качествами: высоким самообладанием и редкой способностью быстро и трезво принимать решения в любых обстоятельствах. Летом 1915 года, в тяжелейшее для русской армии время, Царь принял на себя Верховное командование войсками. Как только Помазанник Божий встал во главе армии, «счастье вернулось к русскому оружию». Подъему боевого духа солдат во многом способствовал и приезд на фронт юного Цесаревича Алексия. Весной 1916 года по воле Государя в войска привезли из Московского Кремля Владимирскую икону Божией Матери, перед которой стали служить молебны. В это время Царь приказал начать наступление на Юго-Западном фронте, закончившееся большим успехом. Пока Государь возглавлял войска, неприятелю не было отдано ни пяди земли.

Однако были значительные политические силы, которые хотели использовать войну в своих корыстных интересах. Проводимая ими, невероятная по своему размаху кампания, направленная на подрыв самодержавия в России и на очернение самого облика императорской семьи, стала приносить свои страшные плоды…

В декабре 1916 года Государыня посетила в Новгороде Десятинный монастырь. Старица Мария, которая уже много лет лежала в тяжелых веригах, протянула к ней высохшие руки и произнесла: «Вот идет мученица — Царица Александра», обняла ее и благословила. Блаженная Паша Саровская перед своей смертью в 1915 году все клала земные поклоны перед портретом Государя. «Он выше всех царей будет», — говорила она. На портреты Царя и Царской семьи блаженная молилась наравне с иконами, взывая: «Святые Царственные мученики, молите Бога о нас».

Заговорщики спешили с переворотом, так как понимали, что предстоящее победоносное наступление русской армии сделает переворот невозможным, и авторитет Царя Николая Александровича при этом станет колоссальным. Уинстон Черчилль писал: «…В марте (1917 г.) Царь был на престоле; Российская Империя и русская армия держались, фронт был обеспечен, и победа России бесспорна… Вмешивается темная рука, изначально облеченная безумием. Царь сходит со сцены. Его и всех его любящих предают на страдание и смерть. Его усилия преуменьшают; его действия осуждают; его память порочат… Держа победу уже в руках, она пала на землю заживо…»

Наступило 15 марта 1917 года. В столице нарастали волнения. В верхах действующей армии вспыхнул «генеральский бунт» — заговор генерал-адъютантов, бессовестно пленивших своего Верховного главнокомандующего Государя Императора Николая Александровича в Царском поезде и требовавших совместно с думскими представителями его отречения от престола. Будучи отрезанным от внешнего мира, Государь находился, действительно, как бы в плену. Его приказы не исполнялись, его телеграммы не доставлялись адресатам, телеграммы тех, кто остался верным присяге, ему не сообщались. Измена оказалась поголовной… Предатели из его ближайшего окружения добиваясь своего, хотели вынудить отречение, не останавливаясь в случае необходимости даже перед применением силы. Они требовали от Государя отречься от престола якобы «ради спасения России и победы над внешним врагом», хотя победа уже и так была предрешена. Что произошло дальше, до сих пор с точностью неизвестно. Нет подлинного манифеста императора Николая II об отречении от престола. Есть только сомнительная телеграмма, озаглавленная «Начальнику штаба», с карандашной подписью «Николай» в самом конце листа. Эта бумага никогда не была обнародована Государем, никогда не заверена Правительствующим Сенатом, как того требовали законы Российской Империи… Таким образом, Государь оказался в полном одиночестве и был в прямом смысле свергнут с прародительского престола. Как он мог дальше управлять народом, который отказывался подчиняться своему Царю… Известна его короткая запись, ставшая исторической, сделанная им в личном дневнике в этот роковой день: «Кругом измена, трусость и обман».

Царь со своей стороны сделал все, что было возможно, чтобы умиротворить политические страсти и дать внутренний мир стране. Он боролся за всех, но все были против него. Он был жив, а народ был мертв. Газета «Освобождение», издававшаяся в то время за границей, открыто называла «освободительные силы», выступавшие против Царской власти в России: «с нами вся интеллигенция и часть народа, все земство, часть городских дум, вся печать…». Здесь уместным будет напомнить слова Александра III, сказанные сыну незадолго до кончины: «Помни – у России нет друзей… Рухнет самодержавие – с ним и Россия рухнет». Именно к этому и стремились, именно этого и добивались все недруги нашего Отечества. У врага всегда была и остается одна цель – уничтожить Россию, так как именно наше государство является у него так называемой «костью в горле». Если нам трезво взглянуть на происходящее сегодня, становится очевидным удивительное сходство событий нынешних и бывших тогда…

План разрушения великой Империи был давно разработан, хорошо продуман, оставалось лишь дождаться подходящего для удара момента. Народ нужно было поднять, возмутить, взбунтовать, вызвать в нем недовольство и ропот, а затем, только бросить искру – и взрыв не минуем. Возмутители опасались лишь того, что оставшиеся верными Государю восстанут против новой власти, чем разрушат все планы завистливых врагов. По этой причине от простого народа правда тщательно скрывалась и скрывается до сих пор. В умах большей части нашего народа присутствует искаженное понимание факта отречения Царя от престола. Они видят в этом «слабость характера, не способность удержать страну» и тому подобное, не понимая того, что все ближайшее окружение Царя, заразившись по грамотным действиям и расчету закулисы западными идеями, отказалось подчиняться ему. В последствии, неосознанно для себя, они потеряли независимость, потеряли государственность, практически потеряли Россию… В этом и кроется причина всех последующих страшных потрясений, попущенных Богом русскому народу для вразумления, для покаяния. Людям, действительно, нужны были серьезные потрясения, серьезная «встряска» для того, чтобы очнуться, опомниться…

Как мы видим, истина в том, что отрекся не Царь, а отрекся народ от своего Царя, желая «лучшей» жизни, навязанной враждебным западом. Люди, отрекаясь от помазанника Божия, от своего Императора, – отрекались при этом от Бога, дерзостно решив жить по своим законам и правилам, за что в последствии перед взорами всего мира понесли достойное возмездие. Удивительно легко удалось «друзьям» России помрачить умы русских людей, что привело в последствии к невероятным событиям, подобных которым никогда и ни в каком другом государстве не бывало.

В день свержения Императора Николая II в селе Коломенском, под Москвой, произошло чудесное явление иконы Божией Матери, названной «Державная». Царица Небесная изображена на ней в царской порфире, в короне, со скипетром и державой в руках. Пречистая приняла на Себя бремя царской власти над народом России.

Начался крестный путь Царской семьи на Голгофу. Они всецело предали себя в руки Господа. «Все в воле Божией, — говорил Государь в трудные минуты жизни, — уповаю на Его милосердие и спокойно, покорно смотрю в будущее».

Чем больше русское общество теряло способность мыслить и чувствовать соответственно Православному мировоззрению и нравственности, тем больше оно не понимало Царя. Царь был для него совершенно чужим, ненужным, лишним, несвоевременным и отсталым. Все дальше отходя от духовных устоев Святой Руси, общество совершенно отчуждалось от ее Высочайшего представителя. Оно абсолютно не питало к нему тех чувств, какие питал к нему православный народ. Развратившееся общество тяготилось Царем, как тяготилось и Святой Русью… Молчанием встретила Россия весть об аресте Временным правительством Царя и Царицы 21 марта 1917 года.

Назначенная Временным правительством следственная комиссия изводила Царя и Царицу обысками и допросами, но не нашла ни единого факта, обличающего их в государственной измене. На вопрос одного из членов комиссии, почему еще не опубликована их переписка, ему ответили: «Если мы ее опубликуем, то народ будет поклоняться им, как святым».

Августейшая семья, находясь в заключении в Царском Селе, неустанно трудилась. Весной Государь с детьми очищал парк от снега, летом они работали на огороде, рубили дрова и пилили деревья. Неутомимость Царя так поразила солдат, что один из них сказал: «Ведь если ему дать кусок земли и он сам будет на нем работать, то скоро опять себе всю Россию заработает».

Под арестом в Александровском дворце оказались и те, кто добровольно решил остаться с Царской семьей. Это были лица, близкие семье из числа придворных и дворцовые слуги. Некоторые из них были впоследствии насильно удалены из дворца, например, подруги Государыни А. А. Вырубова и Ю. А. Ден.

12 августа 1917 г. Царская семья отмечала в заключении день рождения Цесаревича Алексия. На следующий день Царскую семью повезли под охраной в Сибирь. В день праздника Преображения Господня на пароходе «Русь» они прибыли в Тобольск. При виде Августейшей семьи простые люди снимали шапки, крестились, многие падали на колени, плакали не только женщины, но и мужчины. Вместе с Царской семьей в ссылку поехали верные слуги, тридцать девять человек, позже прибыли еще шесть. Царственные узники были размещены в доме губернатора. Постепенно режим их содержания ужесточался. Государыня писала в то время: «Надо перенести, очиститься, переродиться!»

Царская семья всем сердцем любила Россию и не мыслила жизни вне Родины. «Как я люблю мою страну, со всеми ее недостатками. Она мне все дороже и дороже, и я каждый день благодарю Господа за то, что Он позволил нам остаться здесь», — писала Александра Феодоровна, будучи в заключении. «Я не хотел бы уезжать из России. Слишком я ее люблю, — говорил Государь, — Я лучше поеду в самый дальний конец Сибири».

30 апреля 1918 года Государя Николая II, Государыню и Великую княжну Марию привезли под конвоем в Екатеринбург, а 23 мая туда же прибывают Великие княжны Ольга, Татиана, Анастасия и Цесаревич Алексий. Именно Екатеринбург стал для Царской семьи Русской Голгофой. Постоянные оскорбления и издевательства со стороны охраны в Ипатьевском доме причиняли Царской семье глубокие нравственные и физические страдания, которые они переносили с беззлобием и всепрощением. Государыня Александра Феодоровна записала в дневнике, вспоминая слова святого Серафима Саровского: «Укоряемы — благословляйте, гонимы — терпите, хулимы — утешайтесь, злословимы — радуйтесь. Вот наш путь. Претерпевший до конца спасется».

Царская семья сознавала приближение смерти. В те дни Великая княжна Татиана в одной из своих книг подчеркнула строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохранили то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом».

В воскресенье 14 июля 1918 года, за три дня до мученической кончины, по просьбе Государя в доме разрешили совершить богослужение. В этот день впервые никто из Царственных Узников не пел во время службы, они молились молча. По чину службы положено в определенном месте прочесть молитву об умерших «Со святыми упокой». Вместо прочтения диакон на этот раз запел молитву. Несколько смущенный отступлением от устава, стал петь и священник. Царская семья опустилась на колени. Так они подготовились к смерти, приняв погребальное напутствие.

Великая княжна Ольга писала из заточения: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». В письме Государя к сестре как никогда проявилась сила его духа в тяжкие дни испытаний: «Я твердо верю, что Господь умилосердится над Россиею и умирит страсти в конце концов. Да будет Его святая воля».

После Великой Смуты в 1613 году на Великом Московском Соборе русский народ избрал юного Михаила Феодоровича Романова своим Царем. Клятву на верность Романовым принесли русские люди, провозгласив проклятие всему русскому народу в случае его измены Царскому роду, дабы боязнь нарушения клятвы предостерегала народ от измены своим Царям. Более 300 лет верой и правдой служили России Цари династии Романовых. Под их управлением Россия стала Империей, равной которой никогда еще не было в мировой истории. И все это время Бог благословлял русский народ и помогал ему в державном строительстве.

Но прельстился народ ложными иноземными свободами, преступил страшную клятву, отвратился от своего Царя и отдал его на поругание и погибель. В страшном 1918 году, в ночь с 16 на 17 июля, в Екатеринбурге, в доме инженера Ипатьева, после многомесячного унизительного заключения, от рук большевистского интернационала приняли мученическую кончину последний русский Царь Николай Александрович Романов, Царица Александра Феодоровна, Цесаревич Алексий, Великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия и их верные слуги.

В ночь мученической кончины Царской семьи Дивеевская блаженная Мария бушевала и кричала: «Царевен штыками! Проклятые…!» Неистовствовала страшно, и только потом поняли, о чем она кричала. В маленькой комнатушке Ипатьевского подвала, в котором Царственные мученики закончили свой крестный путь, были обнаружены оставленные палачами надписи. На немецком языке было написано: «В эту самую ночь Валтасар был убит своими слугами». Другая надпись гласила: «Здесь, по приказанию высших сил, Царь был принесен в жертву для разрушения государства. О сем извещаются все народы».

По Промыслу Божию, Царственные страстотерпцы были взяты из земной жизни все вместе, в награду за безграничную взаимную любовь, которая крепко связала их в одно нераздельное целое.

Не случайна и сама дата их зверского убийства — 17 июля. В этот день Русская Православная Церковь чтит память святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который своей мученической кровью освятил единодержавие Руси. По свидетельству летописцев, заговорщики убили его самым жестоким образом. Святой князь Андрей первым провозгласил идею Православия и самодержавия основой государственности Святой Руси и был, по сути, первым некоронованным русским Царем.

Вместе с Царской семьей пострадали те, кто добровольно решил остаться с ними, верные слуги: лакей Алоизий (Алексей) Егорович Трупп, комнатная девушка Анна Степановна Демидова, доктор Евгений Сергеевич Боткин (ныне прославленный в лике святых), повар Иван Михайлович Харитонов.

В Екатеринбурге за Ивановским кладбищем 10 июля за верность Царской семье также были убиты генерал-адъютант Илья Леонидович Татищев и князь Василий Александрович Долгоруков. В Перми 4 сентября 1918 г. были убиты гофлектриса Государыни Екатерина Адольфовна Шнейдер и фрейлина графиня Анастасия Васильевна Гендрикова.

Многим известны слова Царя-Мученика: «Нет той жертвы, которую я не принес бы во имя действительного блага и спасения России». Это были не пустые слова… Царь запечатлел их своей кровью, доказав свою верность России, не став изменником своему Отечеству и до конца сохранив верность и людям, которые остались преданными ему.

Нельзя не заметить, что с тех пор, как Россия отреклась от своего Царя, не прекращается череда испытаний и многочисленных скорбей русского народа. Грех цареотступничества и попустительства цареубийству может быть прощен только через всенародное покаяние, которое должно состоять в изменении жизни по учению Спасителя нашего Иисуса Христа. Слова из дневника Государя Николая II: «Кругом измена, трусость и обман» — характеризуют нравственное состояние российского общества, которое привело к трагическим событиям. Стяжание противоположных этим грехам добродетелей — верности, мужества, честности — и будет истинным покаянием. Покаяние должно быть осознанным, добровольным и искренним.

В трагические дни 1918 года Святейший Патриарх Тихон в Москве, в Казанском соборе, во всеуслышание заявил: «На днях совершилось ужасное дело: расстрелян Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного будет и на нас, а не только на тех, кто совершил его».

В 2000 году Царственные страстотерпцы были прославлены в лике святых Архиерейским Собором Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского Всея Руси Алексия II. Ныне их имена открывают сонм Собора новомучеников и исповедников Российских. На фундаменте этого прославления идет всенародное прозрение. Государю Николаю Александровичу Романову в общественном сознании постепенно возвращается доброе имя. Однако процесс этот не скорый. За лихолетья XX века много лжи и клеветы вылилось на святое имя последнего русского Царя и его семьи. К сожалению, мы видим, что и сегодня идет активное противоборство правде о Царе Николае II.

В Екатеринбурге, на месте мученического подвига Царя-Страстотерпца, его семьи и верных слуг ныне возвышается величественный, поистине царский Храм-Памятник на Крови, освященный в 2003 году в честь Всех святых, в Земле Российской Просиявших.

18 апреля 2010 года, в 10-летнюю годовщину прославления Царской семьи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил в Храме-на-Крови нижний придел в честь новомучеников и исповедников Российских, который устроен на месте той самой комнаты, где были убиты Царственные мученики и их слуги.

В урочище Ганина Яма, недалеко от Екатеринбурга, на месте, где были уничтожены огнем и серной кислотой тела Царственных страстотерпцев и их верных слуг, воздвигнут мужской монастырь в честь святых Царственных страстотерпцев.

Память святой Царской семьи совершается 17 июля, в день их мученической кончины. Ежегодно в ночь с 16 на 17 июля в Екатеринбурге проходят торжественные богослужения и крестный ход от Храма-на-Крови до Ганиной Ямы, на который приезжают паломники с разных уголков нашей страны и зарубежья, чтобы почтить память Царственных мучеников.

 

Колоризация фото: Ольга Ширнина