О празднике Святой Троицы, об истинной вере в Иисуса Христа и о благодати Святаго Духа, даруемой в жизни с Богом, рассказал в слове проповеди по запричастном стихе за праздничной Божественной литургией в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга в День рождения Церкви клирик собора, духовник Екатеринбургской семинарии иерей Константин Корепанов.
– Христос говорит в Евангелии: «Кто жаждет, да приидет ко Мне и да пиет. Кто верует в Меня, у того из чрева потекут потоки воды живой». Евангелист добавляет, что это Он сказал о Духе, который будут должны принять верующие в Него.
Евангелист Иоанн нам постоянно напоминает, свидетельствует о том, что цель прихода Христа на землю – дарование Святого Духа. Это не есть некий довесок к христианской жизни или, скажем, к христианской религии. Сама суть дела Христова в том, чтобы вернуть человеку потерянную им в грехопадении жизнь, жизнь с Богом и жизнь в Боге. Это и есть дар Святого Духа. Это не есть что-то, что является неким бонусом к обыкновенной христианской жизни: вот, я просто христианин, а благодать мне не нужна – я не собираюсь чудеса творить.
Дар Святого Духа есть жизнь с Богом и жизнь в Боге, и кто не имеет этой благодати Святого Духа, тот и не живёт в Боге, и жить в Боге не может ни в этой жизни, ни в будущей – ни в какой, потому что сама суть христианства в том, чтобы получить эту благодать Святого Духа. И Христос чётко говорит, что кто верует, тот имеет эту благодать, и она не может в нём утаиться. Но если благодати человек не имеет, если Духа жизни в нём нет, то и веры у него нет, ибо сама вера во Христа и свидетельствуется тем, что она приводит к дарованию благодати Святого Духа. Конечно, существует много условий, чтобы в человеке проявилась, воссияла эта благодать Святого Духа. И, может быть, одни из важнейших – совершение Таинства Крещения, Таинства Миропомазания, Причащения, и Таинство покаяния, и молитва, и верность Богу в Его заповедях, и чтение Слова Божия – всё в жизни человека приобщает к благодати Святого Духа, и всё помогает возрастать в благодати, от альфы до омеги: и иконы, и даже эти берёзки, – всё в Церкви призвано приобщать к благодати Святого Духа, в которой рождается человек в Жизнь вечную.
Но самое главное, самое первое условие, как об этом в Евангелии говорит Христос, – это вера. Что же это за вера такая? Мы думаем, что речь о том, чтобы верить в Бога. И, конечно, такая вера есть у очень многих людей, и у многих русских людей, и у очень многих не русских людей, и даже у очень многих не православных и не христиан. Очень многие люди на земле верят, что Бог есть. Атеистов на земле, в человечестве меньшинство, – едва ли двадцать процентов, а все остальные верят в Бога, так или иначе. Это человека вводит в заблуждение, будто это и есть та искомая вера: «Ты веруешь в Бога? Верую. – А ты веруешь? – Нет, я сомневаюсь, я не верю». Это ничего не значит. Имеется в виду вера в Иисуса Христа, – и только в Иисуса Христа.
Что же такого особенного есть в нашей вере в Иисуса Христа? Почему только она, только вера в Христа, дарует человеку благодать Святого Духа? Потому, что вера в Христа предполагает, что Бог пришёл к человеку, Бог стал Человеком, жил, как человек, – жил для того, чтобы умереть на Кресте, Кровью Своей очистив меня от грехов. Если я помимо Христа пытаюсь прийти к Богу, то я остаюсь со своими грехами. Только Кровь Иисуса Христа очищает мои грехи. Ни моё покаяние, ни моя исповедь, ни мои добрые дела, ни молитвы – ничто МОЁ не может очистить меня от грехов и примирить с Богом – только Кровь Иисуса Христа. Это единственное средство, очищающее меня от моих грехов. И когда человек приходит с верой в искупительный Подвиг, в искупительную Жертву Иисуса Христа, – тогда в нём начинает действовать очищающая, примиряющая, животворящая благодать Святого Духа. И нет другого пути к Вечной жизни, и никогда не будет. Нет другого способа спасения, нет другого способа, если хотите, – попасть в рай, потому что рай и есть – благодать Святого Духа, данная человеку.
И это труднее всего даётся человеку – именно вера в то, что Христос есть моя Жизнь, Тот, Кто прощает и исцеляет, примиряет и животворит. В этом – Евангелие, – то есть, Благая весть: что Христос пришёл в мир грешников спасти, не судить, а спасти; не наказать, а простить; не предать экзекуции за тот или иной грех, а обнять. И если он поверит в эти Христовы объятия, – даровать ему жизнь, – ту жизнь, в которой все сокровища, видимые и невидимые, все блага, и тленные и нетленные, и вся жизнь, и вся полнота, к которой призван человек.
Поэтому это – вся основа нашей жизни. Поэтому крест стоит у нас в везде, напоминая, что всё, что мы имеем в Церкви, имеем благодаря Его страданиям и Его смерти. И мы благодарим Его за это и живём этой благодарностью, и исцеляем свои греховные язвы, прикасаясь к Его Кресту или к изливаемой Им Крови, которой мы сейчас будем причащаться. И вместе с этим мы вкушаем и благодать Святого Духа, и потому Церковь возглашает перед причащением: «Святая святым!»
Каждый, кто верит, что он жив благодаря Христу, что именно Христос искупил его от проклятия греха, – только за это Христос очищает его сердце Своей Кровью и Своей любовью, и этот человек становится святым. Не потому что он хороший, не потому что он совершенный, а потому что в ответ на эту веру ему даётся благодать Святого Духа, делающая всех именно святыми, – не совершенными, а только принадлежащими Богу, по принадлежащей им благодати Святого Духа, и ею осуществляющими свою жизнь. Аминь.