На площадке летнего православного лагеря, действующего при соборе в честь Успения Пресвятой Богородице на ВИЗе, прошел игровой урок по теме медиагигиены. С историей передачи информации и навыками выявления опасного контента в сети Интернет ребят познакомила журналист, педагог дополнительного образования Юлия Геннадьевна Зиберт.
— Умение оценивать риски в интернете – важный навык, который стоит формировать у ребенка с того момента, как у него появляется личный смартфон. Занятие, посвященное истории передачи информации и правилам оценки информационных рисков, было решено включить в программу летнего лагеря. Для проведения урока в формате игры пригласили специалиста по медиаграмотности, — пояснила директор Образовательного центра «Успенский» Наталья Геннадьевна Липацева.
Юлия Геннадьевна Зиберт – журналист, педагог, является автором общеобразовательной программы «Медиашкола: журналистика и медиагигиена». В первой части урока ребята познакомились с самим понятием «информация» и совершили экскурс в историю передачи информации между людьми, пройдя путь от наскальных рисунков, записей на глиняных табличках, папирусе, пергаменте, бумаге, бересте, до создания печатного станка в ХV веке, появления телеграфа, изобретения радио и телевидения, и старта первого интернет-соединения в ХХ веке. По итогам этой части урока прошла игра на самопроверку, где дети выбирали «категорию» и отвечали на выпавший вопрос.
Вторая часть занятия была посвящена информационной безопасности. По словам педагога, дети уже наслышаны о телефонных мошенниках, знают, что нельзя сообщать о себе персональные данные и информацию о банковских картах и так далее. А вот рассказ о дипфейках, когда злоумышленники подделывают голоса и видео, была для них новой. При этом, по мнению специалистов по кибербезопасности, именно дипфейки (созданные с помощью нейросетей голосовые и видео-подделки) скоро станут основными инструментами мошенников.
— Придумать пароль для общения с родителями и друзьями, который можно запросить в случае сомнения в подлинности абонента – это задание особенно понравилось детям, здесь они проявили смекалку. Один из вариантов был таким, пароль: «Какой мой любимый цвет?», — ответ: «Никакого любимого цвета у тебя нет», — рассказала автор обучающей программы.
Она также отметила, что запрос на курс по основам медиагигиены растет.
— «Медиаграмотность становится одним из приоритетов современного образования. Мы все сегодня по факту живем в цифровом обществе, которое имеет свои риски. Это и фейки, и травля в сети, и так называемая «социальная инженерия», когда мошенники манипулируют человеком, чтобы выманить у него персональные данные и обокрасть. Особенно тревожно за детей, ведь отсутствие навыков верификации информации и соблюдения правил цифровой дисциплины дорого обходятся и им самим, и обществу в целом. Все понимают, что вовлечение детей в противоправную деятельность сегодня происходит вовсе не в темной подворотне, а в соцсетях и блогосфере. При этом запрещать что-то бесполезно, лучший способ обезопасить ребенка – научить его правильному поведению в медиамире, как ранее научили мыть руки перед едой. Умение проводить фактчекинг, то есть проверять информацию на достоверность, является сегодня обязательным не только для профессиональных журналистов, но и для любого здравомыслящего человека, — уверена Юлия Геннадьевна.
Источник: Образовательный центр «Успенский»