25 мая Православная Церковь празднует 35 лет со дня второго обретения мощей праведного Симеона Верхотурского, всея Сибири чудотворца. Святые мощи после неоднократных просьб были возвращены Церкви в 1989 году и торжественно помещены в храме в честь Всемилостивого Спаса города Екатеринбурга.
Через три года после этого события стало возможным вернуть святыню в Свято-Николаевский мужской монастырь в Верхотурье. Мощи праведного Симеона торжественным Крестным ходом доставили из Екатеринбурга в Верхотурье 24 сентября 1992 года.
Жил святой в 17 веке. На Урал прибыл из европейской части России. Дворянин по рождению, оставил все и поселился в сибирской глуши в полной нищете. В беседах просвещал местных жителей, прививая им неискаженные суевериями представления о Боге и православной вере. Шил крестьянам шубы, беря за свою работу только еду и ночлег. Был усердным молитвенником. Скончался в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте у храма Архистратига Михаила. Полвека спустя гроб с телом праведника чудесным образом оказался на поверхности, – так были обретены его нетленные мощи, от которых стали проистекать многочисленные исцеления.
31 декабря (18 декабря ст.ст.) 1694 года святой праведный Симеон Верхотурский и всея Сибири чудотворец был причислен Русской Православной Церковью к лику святых.
25 сентября (12 сентября ст.ст.) 1704 года мощи праведного Симеона Верхотурского, чудесным образом обретенные в селе Меркушино, были торжественно перенесены в Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь. Эта дата стала в церковном календаре одним из дней памяти святого праведного Симеона, Верхотурского и всея Сибири чудотворца.
К началу XX века число паломников, прибывавших в Верхотурье помолиться у мощей святого Симеона, достигало 60 тысяч человек в год. Святого почитали члены Царской семьи. Государь Николай II передал в дар монастырю серебряную раку для мощей праведника.
В 1929 году святые мощи были изъяты из монастыря для уничтожения. Однако директор Нижнетагильского краеведческого музея Александр Николаевич Словцов убедил власти не уничтожать мощи, а направить их в музей с целью «антирелигиозного просвещения трудящихся». Результатом этого стало массовое паломничество к святыне – теперь уже в музей. Вследствие этого мощи были изъяты из экспозиции, а А.Н. Словцов был арестован за «антисоветское искажение экспозиции музея». Скончался Александр Николаевич в 1944 году в Хабаровском исправительно-трудовом лагере.
Из нижнетагильского музея мощи святого Симеона увезли в Свердловск и выставили в музее атеизма, размещавшемся в Ипатьевском доме, – том самом, где в 1918 году были убиты Царственные страстотерпцы. Святыня была выставлена в экспозиции, затем ее убрали в запасники краеведческого музея, который располагался в здании собора святого Александра Невского.
Святые мощи после неоднократных просьб были возвращены Церкви в 1989 году и торжественно помещены в храме в честь Всемилостивого Спаса (пос. Елизавет). Этот день – 25 мая – празднуется как день второго обретения мощей праведника.
Через три года после этого события завершилась первичная реставрация Преображенского собора Верхотурского Свято-Николаевского монастыря, возвращенного церкви в 1989 году (в годы советской власти в обители располагалась колония для несовершеннолетних преступников), и стало возможным вернуть святыню в обитель. Мощи праведного Симеона торжественным Крестным ходом доставили из Екатеринбурга в Верхотурье. Это было 24 сентября 1992 года.
В настоящее время святые мощи находятся в восстановленном Крестовоздвиженском соборе обители.
Празднование святому Симеону Верхотурскому совершается трижды в год: 25 мая – в день второго обретения мощей, 25 сентября – в день перенесения мощей праведника из Меркушино в Верхотурье и 31 декабря – в день, который принято считать днем преставления святого праведного Симеона (эта дата читается в надписи над святым источником на месте могилы праведника в Меркушино 18 декабря 1650 г.).
Тропарь праведному Симеону Верхотурскому, на прославление, глас 4
Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело,/ приял еси благодать точити цельбы верным и неверным,/ притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару,/ испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми,// и моли спасти души наша.
Кондак праведному Симеону Верхотурскому, на прославление, глас 2
Мира суетнаго отверглся еси,/ да блага вечныя жизни наследиши,/ возлюбив незлобие и чистоту души и тела./ Снискал еси, еже возлюбил,/ свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих,/ и благодать чудотворения наипаче./ Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным,/ Симеоне блаженне,// чудотворче предивный.
Молитва праведному Симеону Верхотурскому
О, святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в Небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребываяй! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо, от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.