В субботу Светлой седмицы, 11 мая 2024 года, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил Божественную литургию и раздачу артоса в храме в честь Преображения Господня в микрорайоне Уктус города Екатеринбурга.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Екатеринбургской епархии, настоятель Преображенского храма митрофорный протоиерей Николай Ладюк; руководитель службы протокола Екатеринбургской епархии протоиерей Николай Тарантин; председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, старший священник Храма-Памятника на Крови протоиерей Максим Миняйло; проректор по научной работе Екатеринбургской духовной семинарии, настоятель храма во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских митрофорный протоиерей Петр Мангилев; настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора митрофорный протоиерей Николай Малета; настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Казанская», руководитель хора духовенства Екатеринбургской епархии иерей Алексий Русин, руководитель Аппарата Синодального ОРОиК, клирик мужского монастыря во имя Царственных страстотерпцев, иеромонах Симеон (Серегин); секретарь главы Екатеринбургской митрополии иерей Даниил Сидоров, а также протодиаконы Игорь Романенко, Димитрий Тарантин и другие клирики Екатеринбургской епархии.
В Светлую субботу – заключительный день пасхальной седмицы – в просторном трехпрестольном Преображенском храме многолюдно – на Божественную литургию архиерейским чином и раздачу артоса собралось множество прихожан.
Перед причастием Святых Христовых Тайн со словом проповеди к прихожанам обратился проректор по научной работе Екатеринбургской духовной семинарии, настоятель храма во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, митрофорный протоиерей Пётр Мангилёв. Пастырь напомнил главу читаемого за сегодняшней Божественной литургией Евангелия, повествующую о том, как ученики Иоанна Крестителя, ревнуя его, обратились к своему учителю с вопросом, почему к нему идет меньше народа, чем ко Христу.
– «Я – друг женихов, а Он – жених. И друг Женихов радуется радости Жениха», – говорит Иоанн Креститель о радости, которая наполняет его о происходящем, – отметил отец Петр. – Потому что он, как пророк понимал, что совершилось, понимал событие, которое произошло. Понимал, что пришел Спаситель мира. И что то средостение, которое отделяло человека от Бога, что власть греха и смерти заканчивается.
Пастырь привел в пример рассказ о том, как именем Христа был исцелен расслабленный нищий для того, чтобы понять состояние человечества до Христа и по пришествии Христовом, чтобы исцелить наши души, обрести целостность.
– Мы все без Христа – как тот нищий, которого принесли, посадили, и то, что подадут для поддержания жизни, вот только и есть. Потому что связь с Богом разорвана, и мы не можем существовать сами. А Господь Иисус Христос пришел и поднимает нас для того, чтобы мы могли жить. Нас, ущербных и искалеченных, больных – делает целыми. Нас, не готовых пройти в Царствие Божие, делает готовыми… Ибо Христос Воскресе, и мы обретаем надежду жизни. Христос Воскресе, и власть смерти и греха разрушается. Христос Воскресе, и исцеляется наша душа – больная и искалеченная, ущербная – делается целой. Христос – пострадавший, сошедший во гроб, воскресший – дает нам жизнь, – сказал отец Пётр.
Причастие за сегодняшним субботним пасхальным богослужением совершалось с четырех чаш – так много прихожан приготовились, как сказал пастырь, приступать к Чаше Жизни – «принимать Святые Христовы Тайны, принимать в себя Христа, самого Христа, самою жизнь».
По завершении Божественной литургии митрополит Евгений с духовенством и прихожанами совершили Пасхальный крестный ход вокруг храма.
Затем правящий архиерей совершил чин раздробления артоса – Пасхального хлеба. Это духовное и телесное средство, подобное антидору, святой воде и просфоре, которое служит для поддержания духовных сил человека. По окончании богослужения великая святыня раздается верующим.
В обращенном к присутствующим архипастырском слове владыка Евгений поведал о важности помнить и говорить о Христовом Воскресении, о том, что мы не должны забывать, что такое Пасха, и, приветствуя друг друга в оставшиеся дни Светлой Пасхи до Вознесения Господня, словами «Христос Воскресе!», очень важно, чтобы эти слова «говорили не так, мимоходом, как сейчас принято, а чтобы всякий раз сердце наше горело в нас, когда мы слышим эти слова Господни».
– В эти драгоценные дни до Вознесения Господня Спаситель является к нам, учит, наставляет, благословляет, прощает, как простил своего ученика Петра. Вот это нам предстоит переживать в оставшиеся дни Светлой Пасхи до Вознесения Господня, – отметил архипастырь.
Подробно рассказал владыка о хлебе, который раздробили за сегодняшним богослужением. Архипастырь отметил, что ещё его называют «Великая Агиасма, также как Великой Агиасмой называется крещенская вода». Этот хлеб называется Артос, святой хлеб на закваске, с изображением Креста или Воскресения Христова. «Артос» в переводе с греческого, собственно, и означает «квасной хлеб». Освящается он в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу стоит на аналое перед иконой Спасителя, справа от Царских врат. Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа с нами. Вместе с тем это есть символ жизни вечной: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать (Ин 6:35), как сказал о себе Спаситель.
Владыка Евгений отметил, что хлеб содержит в себе всё необходимое для жизни человеческой. Зерно пшеничное, из которого пекут хлеб, Христос в одной из своих притч уподобил Самому Себе.
– Зерно пшеничное, если не упадет в землю и если не умрёт в этой земле, то не прорастёт и не даст плода, – сказал архипастырь, напомнив, что также и Сын человеческий должен был сойти в землю, во гроб, быть убитым, умершим, для того, чтобы дать великий плод сторицей.
Владыка митрополит напомнил, как «мы освящали этот хлеб в Страстной седмице, освящали его в великую ночь Пасхальной службы, после Пасхального богослужения. Благословляли этот хлеб».
– Вот так же, как Христос благословлял хлеб тогда, когда Он учил на берегу, в пустынном месте, учил людей – и 5 тысяч, и 7 тысяч, а потом Он благословлял, преломлял хлеб…. И мы тоже в память об этом благословенном Божественном отношении к хлебу, освятили этот Артос.
Когда апостолы садились за трапезу, напомнил владыка Евгений, то оставляли одно место свободным, потому что знали, что «Господь грядет, вот здесь, Он сейчас придет» и всегда полагали около этого места хлеб – часть Господню. И этот хлеб – особая часть – освящался тем, что посвящался Господу.
Архипастырь напомнил также, что Артос является особым освящённым хлебом. Его хранят в течение года, вкушают натощак.
– Но в любом случае, вкушая этот хлеб, мы должны вспоминать, что это хлеб Господний, что это часть хлеба, которая посвящена Господу и которую передали нам с вами, – напутствовал владыка Евгений.
Сегодня за праздничным богослужением владыка Евгений вручил настоятелю Преображенского храма митрофорному протоиерею Николаю Ладюку медаль ордена Славы и Чести.
Регенту хора Наталье Юрьевнев Никогосовой и повару Нине Игнатьевне Комлевой вручены медали святых Царственных страстотерпцев II степени.
Казначею Ирине Матвеевне Балиевских – медаль святых Царственных страстотерпцев II степени.
Руководителю информационной службы Андрею Александровичу Алфёрову – Благословенная грамота главы Екатеринбургской митрополии.
Настоятель храма протоиерей Николай Ладюк поблагодарил митрополита Евгения «за веру, доброту, за искренность и теплоту».
– Дорогой владыка, пусть ваша жизнь всегда будет озарена светом Воскресшего Христа Спасителя, да не оставит вас Господь своим заступлением и своей силой и помощью, и сподобит Пасхи нескончаемой святой. Христос Воскресе! – сказал отец Николай и вручил владыке от прихода Преображения Пасхальный сувенир.
В ответном слове архипастырь поблагодарил приход за совместное богослужение и попросил молитв об упокоении души известного екатеринбуржца, глубоко верующего человека, раба Божия Евгения – врача, который «душу свою положил за други своя», вынося раненого бойца с поля боя в ходе специальной военной операции.
– Я прошу ваших молитв, – сказал архипастырь. – Человек ушел на Пасху. Прошу в ваших сердцах сохранить его имя и поминать.