На приходе в честь Преображения Господня города Екатеринбурга для воспитанников воскресной школы организовали встречу с художником-иконописцем Ольгой Александровной Водичевой. В ходе встречи речь шла о технике написания и символике православной иконы. По мнению педагогов, такие уроки формируют у детей уважение к русской культуре и помогают понять глубокие богословские смыслы.
Какая задача ставится перед иконописцем, чем диктуется принцип написания ликов Иисуса Христа, Богоматери и святых, что такое «принцип обратной перспективы», какие краски используются при написании икон – на эти и другие вопросы ответила Ольга Водичева, профессиональный художник, владеющий разными техниками иконописи и храмовой росписи.
Ольга Александровна отметила, что каждая икона содержит в себе глубокий смысл, постичь который можно, изучая православие и историю христианского искусства.
— Икона — это окно в горний мир. Человек, обращаясь к иконе, взывает не к деревянной доске и краскам, а к изображенному на ней образу, лику, — пояснила детям художник.
Была затронута тема «обратной перспективы». Это прием, когда линии сходятся в точке, лежащей вне картины, помогает показать неземную сущность бытия, в котором существует все изображенное на иконе.
Особенно заинтересовал детей сам процесс создания икон: от момента подготовки доски и красок до непосредственно росписи. Гость встречи продемонстрировала, какими красками пишутся иконы, рассказала, из чего эти краски изготовляются. Она отметила, что иконописцы не просто копируют готовые композиции, но в рамках канона творят уникальное произведение церковного искусства, которое должно соответствовать архитектурным особенностям конкретного храма.
Ольга Водичева также поделилась с присутствующими своими воспоминаниями об участии в благоукрашении родного храма и на примере его росписи объяснила, что значит христоцентричность православного искусства.
В храме Преображения Господня центральная часть большого свода отражает Преображение. Второй ярус посвящен жизни Иисуса Христа, и здесь представлены чудеса, описанные в Евангелии. На северной стене – сюжеты до крестных страданий Иисуса Христа, а на южной стене – после Его Воскресения. Часть храма, центрально-восточная, посвящена крестным страданиям Господа.
— Все церковное искусство христоцентрично. Даже когда мы погружаемся в роспись на стене нашего храма, мы всегда движемся от главного – изображения Господа или Креста, который также символизирует Бога. Затем, зрительно спускаясь вниз, мы видим и раскрываем жизнь Иисуса Христа. Это можно заметить, рассматривая росписи и здесь в храме, — обратила внимание Ольга Александровна.
— Икона неотделима от богословия, глубоко символична. Кроме этого, иконопись является частью русской культуры. Для детей такие уроки необходимы, чтобы обладать в дальнейшем своего рода национальным культурным кодом, любить Бога, храм и осмысленно молиться, — отметили в воскресной школе.
Отметим, Ольга Водичева профессиональный художник. Окончила Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра в 2006 году по специальности «Живопись». В 2012 году окончила Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет в Москве, специальность «Живопись. Церковно-историческая живопись. Монументальное искусство». Владеет технологиями темперной живописи, настенной храмовой росписи, мозаики и другими.
Текст – Светлана Лачимова, участник Клуба приходских пресс-секретарей