Сегодня, в святочный вторник, 9 января 2024 года, в день памяти апостола первомученика и архидиакона Стефана, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений возглавил Божественную литургию в храме в честь Преображения Господня на Уктусе уральской столицы.
За богослужением Высокопреосвященному владыке сослужили секретарь Екатеринбургской епархии, настоятель Преображенского храма митрофорный протоиерей Николай Ладюк, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора митрофорный протоиерей Николай Малета, руководитель службы протокола Екатеринбургской епархии протоиерей Николай Тарантин, настоятель храма святителя Стефана Великопермского иерей Александр Карачёв, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Казанская» иерей Алексий Русин, исполняющий обязанности старшего священника Иоанно-Предтеченского собора иерей Павел Кононенко, клирики Преображенской церкви и другие священнослужители Екатеринбургской епархии.
Слово проповеди по запричастном стихе священник Александр Карачев посвятил теме Боговоплощения — тайне Рождества Христова.
– Мы не можем объяснить всего чуда. Это является тайной для человеческого сердца и разума, – сказал пастырь. – Господь приходит сюда, на Землю для того, чтобы примирить человека с Богом.
Батюшка отметил, что Господь создал человека для Царствия Небесного, для общения с Ним в раю, но человек разрушил эту связь с Творцом.
– После грехопадения это общение прервалось. И для того, чтобы его восстановить, Господь приходит сюда на землю. Из первых строк Священного Писания Нового Завета, Евангелие от Иоанна, мы читаем, что Бог-Слово становится плотью. То есть, словом Божием определяется Сын Божий — второе лицо Троицы. И именно через Него становится возможным возвращение или, как говорят святые отцы, обожение — соединение с Божеством, с Богом-Отцом. Невидимый и непостижимый Бог приобретает видимость в образе человека, приняв полностью человечество, и становится уже нам видимым, осязаемым, понятным. И понятным настолько, насколько может вместить сердце человека, настолько, насколько Бог открывается человеку.
Пастырь обратил внимание на то, какое внимание уделяется языку человеческому в апостольском чтении. Чему должны уподобляться наши слова? К чему мы должны стремиться?
– Прежде всего к тому, к чему призывает нас сегодняшний праздник. Ангельское славословие — это то, к чему должен стремиться человек, используя такой инструмент, орган – язык. Он хоть и маленький, но по сути своей, как пишет апостол Иаков, управляет человеком, приводит его в действие, – отметил батюшка.
Отец Александр пожелал каждому стремиться уподобляться ангелам, и уповать на Господа, чтобы Он дал нам дар осознания, понимания, ведь Он наделил нас разумом и словесностью по образу и подобию Своему.
Богослужение завершилось исполнением «едиными усты, единым сердцем» тропаря, кондака и величания Рождеству Христову.
По завершении богослужения митрополит Евгений поздравил присутствующих с праздником Рождества Христова, отметив, что этот светлый праздник часто называют «трёхдневной Пасхой», и сегодняшнее богослужение приходится как раз на третий день попразднества.
В своём слове архипастырь уделил внимание духовному смыслу читаемого сегодня «грозного» евангельского повествования о том, как Христос изгнал торговцев из Иерусалимского храма.
– В этом величественном храме, который люди с любовью строили, воцарилась суета, завелась торговля. Если бы Господь не остановил, то это все могло бы развиться в еще большие формы, и в этом торговом доме для Бога места бы уже совсем не нашлось, – сказал владыка митрополит.
Его Высокопреосвященство напомнил слова Апостола Павла: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа?» (1Кор.6:19) и подчеркнул, что на момент Рождества Христова главным храмом Божиим на земле стала Вифлеемская пещера:
– Не Иерусалимский храм, не какие-то места, синагоги, где в рассеянии молились иудеи, а эта пещерка, где не было ничего лишнего — был Бог, были люди, которые поклонились Ему. И все.
Архипастырь пригласил каждого помыслить о Вифлеемской пещерке, об Иерусалимском храме, из которого Господь кнутом изгоняет торговцев, и о себе.
– Может быть наше сердце таким проходным двором, в котором происходит купля-продажа, и эта купля-продажа замещает собой молитву и поклонение Богу? Может быть наш храм — наше сердце — сравнимо с Вифлеемской пещерой, где Господь, Божья Матерь, тишина и мир? Там нет каких-то убранств, там нет золота и высоких потолков, но там есть Бог, – сказал владыка. – У каждого есть возможность задуматься, немножко «поупражняться» над храмом своей души: каким должен быть мой храм? Как пещерка, в которой вселился Бог или как проходной двор, на котором торгуют, в котором думают о наживе, о прибытке, о каких-то приобретениях, о чем угодно, но не о Боге?
Владыка Евгений пожелал каждому, попросить в эти святые дни у Господа, чтобы наше сердце «таким, чтобы в нем было место Богу».
– Пусть там не будет какого-то убранства, бархата и порфиры, пусть будет простота, как в пещерке. Самое главное, что в моем сердце, в моем храме будешь жить Ты, – напутствовал митрополит Евгений.
Глава митрополии сердечно поблагодарил настоятеля храма митрофорного протоиерея Николая Ладюка, клириков и прихожан за радость соборной молитвы.
В свою очередь, отец Николай Ладюк с ансамблем хора духовенства Екатеринбургской епархии порадовали архипастыря и всех собравшихся «Христославным пением», исполнив старинную колядку «Хай Иисус, мале дитя».
После благодарственных молитв в исполнении ансамбля пастырей и клиросного хора прозвучали Рождественские колядки. Владыка Евгений благословил всех участников богослужения и одарил сладкими подарками детей прихожан.