Как вера и сомнения определяют человеческую жизнь? От чего зависит вера в Бога? Об этом – в слове проповеди и.о. старшего священника Иоанно-Предтеченского собора города Екатеринбурга иерея Павла Кононенко, сказанного за всенощным бдением 28 августа 2023 года.
«Вера в Бога и сомнения в Нем – эти два состояния, в которых человек пребывает в течение всей своей земной жизни и старается в них, в этих состояниях, выстраивать какие-то отношения с Богом.
Эти два состояния, которые определяют человеческую жизнь – счастливая она или несчастная, радостная или унылая, богатая различными событиями или влачащая жалкое существование. И каждый из нас прекрасно понимает, что мы, живя в этой жизни, попеременно пребываем то в состоянии веры Богу, то в сомнении в Нем. И об этом нам свидетельствует сегодняшнее Священное Писание, не только сегодняшнее, а вообще в принципе всё Священное Писание.
Ученики идут на гору Галилейскую, чтобы увидеть Спасителя. Они влекомы не любопытством, они влекомы верой. Верой в Воскресшего. Но как говорит Писание, когда пришли они, некоторые из них поклонились, а некоторые усомнились.
Ученики перед воскресением Спасителя настолько сомневались в нем, настолько боялись, а тот ли это, царь ли это – что в итоге разбежались. А перед этим такая вера в них была, что они готовы были за него умереть, так Фома говорит: «Пойдем с ним в Иерусалим и умрем с ним». А перед этим один из апостолов говорит: «Из Назарета может ли быть что доброе?», когда ему говорят, что нашли Учителя – Иисуса из Назарета.
И вот так человек всю жизнь мечется – то верит, то сомневается, то верит, то опять сомневается, но приходит момент, когда человек все равно останавливается в этом метании. И это не момент смерти. И жизнь апостолов, и всех святых об этом свидетельствует, что приходит момент, когда человек просто определяется. Определяется в своем состоянии – верит ли он в Бога или все-таки сомневается, и уже в этом состоянии, когда он определился, раз и навсегда, человека настигает исход из этой жизни.Но что же нам делать? Мы ведь тоже сегодня, то в одну, то в другую сторону мечемся. Как нам быть? Как определиться? А для того, чтобы определиться, нам нужно понять природу веры и природу сомнений. Если с верой более-менее понятно, апостол Павел нам говорит, что «вера от слышания, а слышание от слова Божия». И действительно, когда Апостолы ходили за Христом, слышали Его, видели Его, они не сомневались – и Петр по водам ходил, и видели воскрешение дочери Иаира, и исцеление слепых, больных, прокаженных, и много чего видели и слышали они. И когда Христос спрашивает: «А вы за кого почитаете Меня?» И Петр опять же, от имени всех апостолов говорит: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго».
Но природа сомнений, в чем же она кроется? А кроется она в незнании, в невежестве, в нежелании узнать и познать. А в отношении Бога – нежелании познавать Бога, в нежелании быть в процессе Богопознания, потому что когда-то порой легче сказать: «Да мне это не интересно, я не хочу этого знать, мне так удобно, мне лучше сомневаться, может быть, я так оправдаюсь». И действительно, человек, который не знает, человек, который не желает слышать, и не желает узнавать – он действительно пребывает в сомнении. И здесь уже не важно, в отношении Бога или в отношении кого-то или чего-то другого.
Таким образом мы с вами, дорогие братья и сестры, прекрасно видим, знаем и понимаем, чтобы нам достичь вот этого состояния, которого достигли апостолы, которого достигли многие святые, и даже простые верующие люди, исповедовавшие Христа при жизни – нам нужно узнавать, нам нужно познавать, нам нужно читать Священное Писание. Нам не нужно для этого смотреть в телевизоры, в телефоны, потому что 2000 лет назад, даже может и больше, уже все написано, уже все сказано, уже ничего не нужно придумывать, потому что Господь нам все так говорит.
Все теперь зависит от нас – принять, прочитать, услышать ли то, что нам сегодня Господь через Священное Писание, через голос Церкви, через наши жизненные обстоятельства и события говорит – и поверить в это, или же до конца наших дней земных сомневаться в том, Господь ли это был или не Господь. Поэтому постараемся в нашей жизни предпринять все усилия к тому, чтобы вновь и вновь познавать Бога и тогда, когда Господь нас призовет на эту гору Елеонскую, чтобы мы смогли поклониться Ему, а не усомниться о Нем».