По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

27 апреля 2023

27 апреля — празднование Виленской и Остробрамской икон Божией Матери

Ви­лен­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­пи­са­на свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой. Дол­гое вре­мя она бы­ла ро­до­вой свя­ты­ней гре­че­ских им­пе­ра­то­ров в Кон­стан­ти­но­по­ле. В 1472 го­ду ико­ну пе­ре­нес­ла в Моск­ву Со­фия Па­лео­лог, су­пру­га ве­ли­ко­го кня­зя Мос­ков­ско­го Иоан­на III (1462–1505). В 1495 го­ду ве­ли­кий князь бла­го­сло­вил этой ико­ной свою дочь Еле­ну при вы­да­че ее за­муж за Ли­тов­ско­го ко­ро­ля Алек­сандра. В честь пе­ре­не­се­ния ико­ны в быв­шую сто­ли­цу Лит­вы г. Виль­но уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние 15 фев­ра­ля. Поз­же свя­тую ико­ну по­ста­ви­ли в Пречистенском хра­ме, в ко­то­ром бы­ла по­гре­бе­на кня­ги­ня Еле­на.

Иоанн Гроз­ный, пы­та­ясь вер­нуть чу­до­твор­ную ико­ну в Моск­ву, пред­ла­гал за нее ко­ро­лю Си­гиз­мун­ду 50 знат­ных ли­тов­ских плен­ни­ков, но ко­роль ре­ши­тель­но от­ка­зал, по­то­му что все ду­хо­вен­ство, как пра­во­слав­ное, так и уни­ат­ское, не хо­те­ло ли­шить­ся это­го со­кро­ви­ща.

В Пре­чи­стен­ском со­бо­ре ико­на пре­бы­ва­ла до по­ло­ви­ны XVIII ве­ка, а по­том бы­ла пе­ре­не­се­на вме­сте с мит­ро­по­ли­ей в Ви­лен­ский Свя­то-Тро­иц­кий мо­на­стырь, на­хо­див­ший­ся то­гда в рас­по­ря­же­нии ба­зи­ли­ан. Пре­чи­стен­ский же со­бор был от­дан уни­а­там. Толь­ко в 1839 го­ду Свя­то-Тро­иц­кий мо­на­стырь вме­сте с ико­ной Оди­гит­рии был воз­вра­щен пра­во­слав­ным. С это­го вре­ме­ни чу­до­твор­ный об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы пре­бы­вал там, при­вле­кая бла­го­го­вей­ное че­ство­ва­ние всех пра­во­слав­ных.

Во время Первой мировой войны многие святыни были эвакуированы из прифронтовой зоны Литвы и Белоруссии, в том числе и Виленская икона. В 1915 году икону вместе с мощами Виленских мучеников привезли в московский Донской монастырь, и после этого её дальнейшая судьба неизвестна.

Ико­на Оди­гит­рии на­пи­са­на на че­ты­рех дос­ках, со­еди­нен­ных вме­сте: из них сред­ние сде­ла­ны из ки­па­ри­са, осталь­ные из бе­ре­зы. В 1864 го­ду чудо­твор­ная ико­на бы­ла под­нов­ле­на.

Остробрам­ская (Ви­лен­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся глав­ной свя­ты­ней Виль­ны.

Со­хра­ни­лось несколь­ко пре­да­ний, по­вест­ву­ю­щих об ис­то­рии про­ис­хож­де­ния об­ра­за. Со­глас­но од­но­му из них, ико­на бы­ла при­не­се­на из Кор­су­ни ве­ли­ким кня­зем Оль­гер­дом и по­да­ре­на пер­вой су­пру­ге Ма­рии. Вто­рая су­пру­га ве­ли­ко­го кня­зя, Иули­а­ния, пе­ре­да­ла ико­ну в Тро­иц­кую цер­ковь, от­ку­да об­раз по­пал в ча­сов­ню у ост­рых во­рот.

Дру­гое пре­да­ние го­во­рит о том, что ико­на бы­ла при­сла­на Оль­гер­ду гре­че­ским им­пе­ра­то­ром Иоан­ном Па­лео­ло­гом, ко­гда тот узнал о при­ня­тии Оль­гер­дом хри­сти­ан­ства.

По тре­тье­му ис­точ­ни­ку, чу­до­твор­ная ико­на са­ма чу­дес­но яви­лась на Ост­рых во­ро­тах 14 ап­ре­ля 1431 года. Несо­мнен­но од­но – в 1431 го­ду ико­на уже на­хо­ди­лась в ча­совне близ Тро­иц­кой церк­ви в Рус­ском (или Остром) кон­це го­ро­да Виль­ны и име­но­ва­лась Кор­сун­ской.

В 1498 году в Вильне в свя­зи с воз­ник­шей опас­но­стью на­па­де­ния та­тар бы­ли за­ло­же­ны но­вые го­род­ские ка­мен­ные сте­ны, со­ору­же­ны во­ро­та с баш­ней, над ко­то­рой бы­ла устро­е­на ча­сов­ня. На эту ча­сов­ню (сна­ру­жи) и бы­ла по­ме­ще­на Кор­сун­ская ико­на, об­ра­щен­ная ли­ком ко вхо­дя­щим в го­род. Так как ча­сов­ня бы­ла со­ору­же­на в «остром» кон­це го­ро­да над во­ро­та­ми, то и на­зва­ние ико­ны по­сте­пен­но за­ме­ни­лось но­вым: она ста­ла име­но­вать­ся Ост­ро­во­рот­ной или Остробрам­ской (бра­ма – во­ро­та).

Во вре­ме­на унии об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы пе­ре­шел сна­ча­ла в соб­ствен­ность ба­зи­ли­ан, а за­тем, при­бли­зи­тель­но в 1624 го­ду, кар­ме­ли­тов, за­хва­тив­ших и ча­сов­ню и ико­ну в свои ру­ки. В 1671 г. кар­ме­ли­ты устро­и­ли вме­сто преж­ней (вет­хой) ча­сов­ни но­вую и, уста­нав­ли­вая в ней ико­ну, об­ра­ти­ли ее ли­ком к ко­сте­лу и го­ро­ду, т.е. внутрь.

По­сле страш­но­го по­жа­ра Виль­ны в 1714 г. ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в Те­ре­зин­ский ко­стел, но в 1744 г., ко­гда ча­сов­ня бы­ла вновь от­стро­е­на, сно­ва по­ме­ще­на над во­ро­та­ми. В на­ча­ле XIX сто­ле­тия ба­зи­ли­ане пы­та­лись воз­вра­тить ико­ну в свою соб­ствен­ность, спор до­шел до Ри­ма, и па­па по­ве­лел оста­вить ико­ну на по­пе­че­нии оби­те­ли кар­ме­ли­тов, так как она на­хо­ди­лась бли­же к ча­совне, в ко­то­рой пре­бы­вал свя­той об­раз.

В 1812 г. ико­на бы­ла немно­го по­вре­жде­на фран­цу­за­ми, а в 1829 г. от­ре­ста­ври­ро­ва­на. По­сле за­кры­тия в 1832 г. кар­ме­лит­ско­го мо­на­сты­ря, Те­ре­зин­ский ко­стел был пе­ре­име­но­ван в Остробрам­ский и остал­ся в ве­де­нии рим­ско-ка­то­ли­че­ско­го ду­хо­вен­ства.

Ико­на на­пи­са­на на ду­бо­вой дос­ке, изо­бра­же­ние по­яс­ное. Пре­чи­стая Де­ва изо­бра­же­на в мо­мент Бла­го­ве­ще­ния.

Ико­на оди­на­ко­во по­чи­та­ет­ся и пра­во­слав­ны­ми, и ка­то­ли­ка­ми.