О важности для православных чтения книги «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, о вере в Бога, и как бороться с личными страстями, рассказал в слове проповеди за архиерейской литургией в Успенском храме поселка Новоуткинск иерей Иоанн Парамонов, настоятель прихода во имя страстотерпца врача Евгения Боткина в Первоуральске, заведующий кафедрой теологии Миссионерского института Екатеринбургской епархии, кандидат педагогических наук.
— О чем эта книга («Лествица», — ред)? Там тридцать глав, тридцать слов, тридцать важных моментов борьбы со страстями. Но не только о страстях пишет преподобный отец. Много еще в противовес страстям и о добродетелях, как же человек должен бороться с тем греховным существом, которое у него есть. Если вы зададитесь вопросом, необходимостью открыть эту книгу, то ее можно читать необязательно по порядку. А вот просто открыть любую страницу и начинать читать. Она очень легко читается, и призывает, прежде всего, к мысли о Боге. И возвращает наш разум, наш ум именно к самому себе. Не к тем жизненным обстоятельствам, которые бывают. Не к тем людям, с которыми порой сталкиваемся, которых мы, к сожалению, не понимаем, а именно к самому себе: «Что лично я должен сделать, чтобы победить свою греховность?».
Пастырь также уделил внимание важному моменту в книге, на который не всегда обращают внимание:
— Эта мысль о том, что Бог наш будет судить не за то, что мы грешим, ибо нет человека, который прожил жизнь и не согрешил, а Бог будет судить человека за то, что он не кается. Поэтому не случайно Церковь испрашивает в дни Великого поста молитвой Ефрема Сирина возможности «зреть моя прегрешения и не осуждать брата моего».
Человек, видящий свои грехи, – это человек, который уже имеет надежду на жизнь вечную. Но как же бороться со страстями? Необходимо не только учитывать те духовные аспекты, которые представляет нам в этой книге преподобный отец Иоанн, необходимо еще иметь очень важное в своей жизни. И этому важному посвящено сегодняшнее Евангельское чтение, когда отец бесноватого отрока подходит к Спасителю, испрашивая исцеления для своего сына. Господь задает вопрос, который будоражить должен и наше с вами сознание: «Вот сколько можешь веровать, веруй». Отец отвечает, он не просто дает ответ о вере своей или неверии, он показывает всю свою человеческую немощь. «Верую, Господи», — отвечает он. – «Помоги моему неверию». Потому что в каждом человеке сопряжены как бы воедино и вера и неверие. Настолько человек лукав, что, с одной стороны, он погружается в веру, а, с другой стороны, дух неверия порой одолевает его. Поэтому борьба со страстями, прежде всего, связана с тем, чтобы иметь веру в Бога. Человек никогда один на один, руководствуясь только лишь своими силами, не сможет победить свою греховность, но, имея веру и упование в Бога, имеет возможность преодолеть самого себя.
— Нам Церковь показывает силу веры и силу Духа. Великим постом мы совершаем память трех людей: святителя Григории Паламы, преподобного Иоанна Лествичника и преподобной Марии Египетской. Это люди, которые показали — что есть (значит, — ред) вера на этой земле, и каковы ее духовные плоды, и как Бог управляет жизнью человека, когда он имеет веру в Бога. Все это есть назидание нам с вами. Если мы внимательно посмотрим на историю Церкви, на историю и рода человеческого, то увидим, что все сопряжено с верой. Но если говорить о Богом хранимом Отечестве нашем, то уж, конечно же, вера в Промысел Божий всегда была у наших благочестивых предков. И как важно сегодня, в сложные времена, неоднозначные времена иметь твердую веру и в победу, и Бога.
Святая Четыредесятница дана нам неспроста. Каждый должен извлечь урок. Преподобный Иоанн говорит, что человек, поднимаясь по каждой ступени духовного восхождения, достигает высот. Вот каждый из нас должен задать вопрос себе самому: «На какую ступень духовной жизни я встал? А не упал ли я с этой лестницы духовного восхождения?» А если я стою на месте, то вот это состояние отсутствия движения может привести к колоссальной жизненной трагедии, прежде всего, к духовной трагедии. Поэтому каждый православный христианин призван к духовному движению, и это духовное движение дается в Церкви Христовой. Призыв Церкви к участию в святых спасительных Таинствах Исповеди, Причащения Тела и Крови Христовой, спасительном и животворящем Таинстве Соборования и в других полезных аскетических практиках — все это есть движение души нашей к Богу. Стоит лишь только человеку оставить какие-то церковные постановления, будь то вечернее и утреннее правила, посещение храма Божиего в воскресенье, в праздничные дни, как тут же начинается в жизни нашей движение не вверх, а, к сожалению, вниз.
Нам никогда не преодолеть и, наверное, не подняться на ту духовную высоту, поскольку это не только дело рук человеческих, но и Божиих. Но многое из названного мы с вами можем сделать. Первое – это иметь веру в Бога, в Его промысел о спасении души нашей. Второе – иметь твердое упование, желание соединиться с Богом здесь, на земле. Это соединение происходит всякий раз, когда мы с сокрушенным сердцем подходим к Животворящей чаше Христовой. Третий момент – момент смирения перед жизненным пути, когда мы принимаем Крест Христов, несем его, помогая ближним и исправляя жизнь свою сообразно Евангелию. Все это возможно нам, когда мы с верой и молитвой обращаемся к Богу
И сегодня, празднуя память преподобного отца нашего Иоанна Лествичника, каждый из нас пусть испросит у Бога источника веры, преданности Церкви и твердое желание начинать карабкаться в Царство Небесное по пути духовного восхождения, сообразно тем святым аскетическим заветам, которые и оставил для нас с вами преподобный отец Иоанн.