По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

4 марта 2023

«Торжество Православия — в святости нашей жизни»: наставление на первый воскресный день Великого поста

Первая седмица Великого поста завершается праздником Торжества Православия. Завтра, в неделю, то есть в воскресенье, Православная Церковь молитвенно празднует Торжество Православия.

О духовном смысле праздника Торжества Православия, о том, в чем наше Торжество Православия, и как правильно подготовиться к нему, рассказал духовник Екатеринбургской семинарии иерей Константин Корепанов.

На самом деле это такое событие, смыслов у которого очень много. Изначальный смысл — он сугубо исторический, связан с постановлением почитания святых икон. И богослужение этого дня напоминает нам о том, зачем нам нужны иконы. А это очень важный смысл, хотя бы для того, скажем, чтобы правильно к ним относиться. Вот у меня однажды спрашивает человек, недавно ходит в храм: «А что это все ходят и иконы целуют?».

Я говорю: «Вы разве так не делаете? В обычной жизни?» В обычной жизни приходите в собрание, в общество и здороваетесь со всеми, кто там есть. Люди оказывают честь тем святым, которые здесь есть. То есть такое действие, если сознавать, что ты делаешь, оно напоминает, что Церковь – это не просто земное, Церковь – не просто мы тут в своих тулупчиках, пуховичках, пальтишках, собранные здесь. Это невидимая Церковь. Икона – это свидетельство присутствия здесь того, кто на ней изображен.

Конечно, не только в этом смысл иконы. Но для нас очень важно, когда Церковь не просто украшена фресками, изображениями каких-то картин. Люди бы хотели, чтобы Церковь была наглядной Библией. Но кроме этого здесь есть свои подлинные иконы, свидетельствующие о присутствии здесь святого. Нам очень важно понимать, сознавать, вспоминать, что мы целуем не доску, не картину, что мы таким образом поклоняемся человеку, на ней изображенному, прикасаемся губами к стеклу, а сердцем к его сердцу. И получаем от него утешение, если с верой это делаем, и то, чего просим, если просим. Потому что кто почитает праведника как праведник, получит награду праведника, говорит нам Священное Писание. И напоминает нам о том, что неслучайно окружаем себя священными изображениями, что в этом есть не просто смысл, а радость, что никогда я не бываю один, если рядом есть со мной вот священное изображение. И когда намолился человек, привык, прикипел какому-то святому, то один взгляд на икону вызывает умиление, радость.

Чтобы мы были на страже духовных ценностей

На самом деле любая ложь, она не является маленькой. Нет маленькой лжи, потому что маленькая ложь не только изгнала наших прародителей, она и всех нас погрузила в смерть. Маленькая, крошечная ложь. И мы видим, как с маленькой лжи начинаются очень большие беды, очень большая кровь, а всего-то была маленькая ложь. Даже посмеялись там – пустяки какие-то, а в итоге все заворачивается так, что становится много-много-много крови. 

Церковь всегда это знала. И всегда говорит о том, что маленькой лжи не бывает. Поэтому прислушаться к тому, что да, вроде там посмеяться можем, улыбнуться – времена другие. На самом деле речь идет о том, что Церковь всегда узнавала, опознавала и отделяла ложь от Истины. Ибо Церковь есть столп утверждения истины. И кроме этого есть еще напоминание всем нам об истинности православного учения, а мы все ведь очень плохо знаем собственное учение, очень плохо.

И нам бы не лишне вспомнить о том, во что же собственно мы верим. А вдруг случайно окажется, что мы с нашим каким-то там доморощенным пониманием Православия, христианства вдруг попадаем под ложное какое-то определение. И потому у нас не получается ни жизнь земная, ни жизнь духовная, ни молитва. Знаете, есть такой эпизод в житиях, в патерике, что один человек молился-молился, праведник был, благочестивый, прям замечательнейший человек, который никак не мог понять, почему благодати не может стяжать, вот не чувствует он присутствие Бога. И молится и молится, весь измучился: «Что Тебе еще надо?». Не может Бог прийти к тебе в келью, у тебя в келье еретическое сочинение находится. А сколько у нас такого еретического безобразия в наших душах? Уж не говорю в домах. Наших городах, стенах наших домов всякого безобразия, а мы удивляемся, почему мы не можем ходить в той полноте благодати, в которой ходили древние.

Что мы носим, что мы думаем, что мы чувствуем, что украшает стены моей собственной квартиры? Что там написано в тех книгах, которые стоят под полками, на которых стоят у меня иконы? Поэтому это тоже напоминает нам. Каждый раз в день Торжества Православия мы должны провести чистку нашего сознания, и нашего жилья.

На самом деле Торжество Православия напоминает нам, что мы должны быть свидетелями Истины. А для того, чтобы быть свидетелями Истины, надо Истину эту носить в себе, знать ее, именно о ней свидетельствовать. Мне нравится выражение Святейшего Патриарха: «Порой мы часто говорим «от ветра головы своей, а вовсе не от Священного Писания»».

Торжество Православия в святости нашей жизни

— И третье, мне это больше всего нравится, что на самом деле Торжество Православия, конечно, в святости нашей жизни. «Да где же?» — скажут сейчас. Какая святость? Мы все грешники окаянные, только что плакали тут накануне все. Мы должны понимать, что мы все являемся частью Церкви, являемся не потому, что мы сюда пришли, а потому, что нас здесь собрала всех благодать Святого Духа.

Вот именно как говорят тропари великопостных богослужений, сюда нас собирает благодать Святаго Духа. Она нас поставила здесь, привела, собрала, и собрала для того, чтобы причастились Тела и Крови Иисуса Христа. Чтобы Бог жил в нас. Мы, какие бы ни были, но Он входит в нас, вмещается в нас, мы причащаемся Истинному, но живому Богу. Если бы сознавали, действительно верили, Кому мы причащаемся, и чье Тело мы вкушаем, и по чьей воле мы сюда пришли, и чья сила вырвала нас из плена мира и поставила здесь перед лицом Бога, чтобы возвещать.

И вот когда мы причащаемся, когда мы вкушаем Тела и Кровь Иисуса Христа и причащаемся благодати Святого Духа, мы идем и свидетельствуем миру. Нет, не чудесами. Любовью. Любовью, которой мы напитались, пропитались за эту неделю, особенно на Причащении воскресной литургии, просто насытились ею, как губка, и источаем любовь всем. На нас кричат, а мы гладим по головке. Нас проклинают, а мы успокаиваем. Нас пытаются сжить со свету, а мы пытаемся людям помочь. Вот это наша любовь. Вот и этому мы учимся в Церкви. И это действие с нами происходит. Православие — оно не просто делает нас удобными людьми, оно приобщает нас любви, и эта любовь изливается, в первую очередь, на грешников. Потому что пришел Бог в этот мир грешников спасти. И если, пережив собственный грех, вкушаем Кровь и Тело Иисуса Христа в воскресной литургии, а потом идем, зная, как любит нас, грешников, Господь, идем и изливаем сострадание, переживание и молитву на грешников этого мира, то этим мы и являем Торжество Православия.