В Прощёное воскресенье 26 февраля 2023 года митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, совершая чин прощения в Свято-Троицком кафедральном соборе города Екатеринбурга, обратился к духовенству и мирянам с архипастырским наставлением на прохождение Великого поста.
— В сей святый вечер, который предшествует началу Великого и спасительного, Божественного поста, мы можем воспользоваться милостью Божией и даром Церкви. Бог через апостолов, через святителей и многие поколения святых передал нам возможность накануне спасительного делания святой Четыредесятницы начать это дело с доброго шага, с доброго подвига.
Каков этот подвиг и для чего?
В русских преданиях и сказках повествуется о том, как люди шли к своей цели через препятствия и подвиги. Вот отправляется некий Иван-Царевич, чтобы добыть некий меч, или коня, или невесту, и ему некий старец заповедует: «Возьми семь сапог железных, возьми семь посохов железных и иди». И будешь идти, пока не сотрешь все эти железные сапоги, эти посохи, только тогда достигнешь той цели, которой ты желаешь. Такой подвиг. Так все сложно. Если кому-то попытаться из нас поднять его, сносить хотя бы одну пару железных сапог или один железный посох, то, наверное, это как раз будет равно окончанию нашей жизни.
Начиная пост, мы тоже имеем некую цель. Цель заветную – наверное, больше, чем конь, больше, чем меч или какие-то иные жизненные необходимости. Нам Церковь дает возможность начать путь Великого поста, чтобы за время поста освятиться, очиститься от грехов, которые мы копим по своей жизни. Очиститься от страстей, которые так глубоко вросли в ум, сердце, в наши привычки, что их удалить тяжелее, чем зуб мудрости.
Бог нам дал этот пост, и этот пост неболезненный, этот пост нетрудный. Этот пост, как свидетельствуют Богослужения, приятный, спасительный. И начинается он с такого простого делания, с такого простого призыва: Бог на некоторое время ставит нас прямо на Свое место – не на своё место, а на Его место. Он делает нас на некоторое время судьями: если вы хотите, чтобы вам простили грехи ваша, то вы простите другим людям грехи их, и тогда простятся вам грехи ваша.
Наверное, каждый человек хочет быть прощеным, прощеным от Бога, хочет быть очищенным.
Что для этого нужно сделать?
Не нужно семь посохов и семь пар железных сапог. Бог говорит: «Встань на Мое место, прости другого человека. Если ты сможешь простить, то и Я тебя прощу». Все так просто по внешности, но по жизни бывает очень даже и нелегко.
В этот вечер мы призываемся к тому, чтобы осознать величину того «постамента», ту высоту, на которую нас возводит Бог.
Бог ставит нас как бы на Свое место и говорит: «Простите. Вот если вы простите, то будете прощены». Это Божественная простота, это Божественная высота, это Божественное доверие к каждому из нас.
И мы сегодня этим доверием пользуемся. И этой благодатью воспользовавшись сегодня, наверное, уже не сейчас, а с утра, может быть, еще вчера или позавчера, начали это делание: подходить к тем, кого знаем, к тем, с кем общаемся, и просить друг у друга прощения, имея при этом надежду, что и самих нас милостивый Господь простит.
Великий пост – это не простой путь: семь недель, семь седмиц. Каждая из них ознаменована своим особым «цветом». Первая неделя завершится Торжеством Православия, дальше мы будем вспоминать и Григория Паламу, поклоняться Кресту Христову, прибегать к мудрости, наставлению святого Иоанна Лествичника, удивляться покаянию преподобной Марии Египетской.
Но это все бесценное сокровище может оказаться недоступным для сердца, которое не согрето прощением. Весь пост мы будем произносить молитву – молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному».
Очень важно, чтобы мы сегодня услышали слова тех людей, которые к нам будут подходить, и в этих словах мы услышали ту молитву. Человек подходит к нам, говорит: «Прости, буди милостив мне», и надо проявить к нему милость. Будем в течение поста многократно произносить ту молитву, которая сейчас уже прозвучала: «Господи, Владыко живота моего»– молитву преподобного Ефрема Сирина, в конце которой тоже звучит мольба о том, чтобы Бог нам простил наши прегрешения.
Все начинается с того, насколько мы внимательно отнесемся к сегодняшнему призыву, и простим, и возымеем надежду в течение поста быть от Бога прощеными. Трудно бывает жить с людьми и не грешить, и не ссориться. Самые простые примеры – жития святых. Да что жития святых! На наших кухнях, в наших семьях, там, где появляются два человека, где они начинают хоть как-то более или менее глубоко общаться, там для нас, падших людей, подверженных греху, естественным образом появляется неприязнь, появляются розни. А если это не два человека, а если это семья, а если это коллектив, а если это приход, а если это целый город? Мы знаем, какие страсти разгораются, и эти страсти разгораются даже до того кровопролития, которое сейчас совершается на нашей земле.
И как в тех сказках: смерть Кощея была спрятана в игле. Эту иголочку нужно было найти, ее переломить. Вот такую же простую «иголочку» нужно найти и переломить не в каком-то далеком яйце и утке, а надо найти ее просто в своем сердце– эту «иглу» своей собственной страсти. Помочь в этом — посветить светом, чтобы мы увидели — может, конечно же, то обращение, то прощение, которое мы друг другу обращаем и простираем.
Поэтому в сей вечер, имея надежду быть прощеным, я обращаю к вам свои слова, с надеждой, что вы свою милость обратите ко мне, вы свою милость обратите к каждому священнику, кто сегодня пришел в храм, или кто совершает службу у себя на приходе, что мы этот свет обратим друг ко другу. И этот свет будет заключен в словах: «Простите меня Христа ради, чем согрешил перед вами – словом, делом, мыслью, нерадением, неразумием, какими-то движениями, или отсутствием таковых». Простите меня Христа ради, по милости вашей и по милости Господней.
Смотрите также:
Владыка Евгений совершил вечерню с чином прощения в Свято-Троицком кафедральном соборе
Календарь Великого поста-2023: первая седмица
Великие повечерия со чтением канона преподобного Андрея Критского совершаются в храмах Екатеринбурга