Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений в программе «Архипастырь» православного телеканала «Союз» о вызовах трансгуманизма и о духовном выборе, об абортах и СВО, о святой Екатерине и Екатерининских днях, о «главенстве Боженьки в жизни христианина» и о праведном Симеоне Верхотурском.
– Тема XXXI Международных Рождественских образовательных чтений: «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Какие вызовы представляются Вам требующими наиболее серьезного внимания и почему?
– Недавно состоялся очень серьезный форум, интересный, значимый – Всемирный Русский Народный Собор, который возглавил председатель ВРНС, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В своем первосвятительском слове Святейший Патриарх назвал целый ряд вызовов, которые сегодня наиболее актуальны, показал природу этих вызовов и отчасти указал на те источники, из которых можно почерпнуть если не панацею, то действенное лекарство от этих вызовов. Вызов – это то, что вызывает. Это как если звонит телефон, это нас призывает к тому, чтобы отреагировать. Кто-то нас зовет, значит, нам надо взять трубку и ответить. Или пошел дождь – это тоже некий вызов. Мы должны или спрятаться, или зонтик раскрыть, укрыться. И это то, что мы не можем игнорировать. Или наше игнорирование тоже что-то означает. Мы не отвечаем на телефонный звонок человека, с которым не хотим разговаривать.
Какие глобальные вызовы сегодня посещают человечество? Если так глобально подходить, конечно, это философия трансгуманизма, попытки сотворить нового человека. Я считаю, что в этих попытках заключено многообразие вторых, третьих и четвертых производных, которые исходят из идеи трансгуманизма. Святейший Патриарх сделал акцент на том, что здесь, в этих идеях, в этих планах, которые очень активно и щедро финансируют, которые против всех традиционных принципов жизни человека и внедряются на всех континентах, – действительно вызовы трансгуманизма. Что это?
Я бы так очертил этот вызов, эту проблему. Действительно, человечество борется с Богом начиная с людей, которые строили Вавилонскую башню. С одной стороны, это было интересное инженерное сооружение, достаточно совершенное, но в этом инженером сооружении был вызов. Построим до неба! Мы делаем вызов Богу. Бог ответил на этот вызов, смешал языки, наказал людей, строителей, таким образом наказал народы.
Вызовам, которые люди обращали к Богу в течение Священной истории, в течение истории последних лет, – несть числа. Попытка ересиархов – исказить Бога, исказить Откровение, то, что Бог открыл людям о Себе в Евангелии, о Своем пришествии в Рождестве, к которому мы готовимся. Пытались различные еретики сказать, что это не Бог, исказить то Откровение, которое Бог ясно, понятно, абсолютно очевидно открыл людям. Это была борьба с Богом.
Борьба с Богом была и позже, когда появилось то, что сейчас называется различные конфессии; скажем правильнее – это различные деформации вероучения. Это попытки популяризации именно деформированных форм вероучения, когда еретики, люди, которые несли это искаженное вероучение, получали поддержку государства, получали поддержку олигархата и популяризировали, насильно внедряли свои искаженные представления о Боге.
Это все в прошлом. Но такое ощущение, что сегодня человечество пытается сделать что-то новое, пытается исказить уже не Бога, а исказить самого человека, стать творцом нового человека. Не того человека, в котором образ и подобие Божие, а вытравить из человека этот образ и подобие Божие. И эта попытка заключена в идее трансгуманизма, когда тот образ человека, который нам известен, образ отношений (начиная с семейных и продолжая общественными) нужно заместить, сделать какой-то имплант или, еще лучше, о чем они говорят, попытаться самим синтезировать нового человека. И все, что вокруг, начиная от абортов и продолжая этими, как их очень мягко называют, нетрадиционными отношениями, которые культивируются, которыми насилуют народы, насилуют целые страны, – вот через эти формы идет попытка исказить сознание человека.
Если можно поменять пол, то, наверное, можно поменять и не только пол. Тут уже о Боге речь вообще не идет. Речь о том, что можно открыто поменять свою душу. Допускаются эксперименты над геномом человека, эксперименты над тайной зачатия и рождения, есть попытки сейчас создать инкубаторы, в которых дети будут получаться просто путем синтеза, будут собираться клетки человека, из которых выращиваться нечто…
– …матрица.
– Матрицу не знаю, не смотрел, а выращивать, как это делают в инкубаторах с курами. Выращивать то, что отвечает идее, задумке авторов этого проекта. Святейший Патриарх очень точно сказал, что за всеми этими проектами, которые становятся все более явственными, неприкрытыми, – виден заказчик. Виден бенефициар всех этих экспериментов и издевательств над человечеством, и это сам отец лжи – дьявол. Он все явственнее и явственнее предстает, уже не прячась, вот за этими проектами. И противостоя идеям трансгуманизма, идеям и проектам, которые он с собой несет, мы противостоим действительно самому дьяволу.
Я разговаривал с одним молодым ученым, он бывал в разных странах и говорит, что нам в нашем сознании пытаются представить, что только мы такие в России, отсталые ретрограды, ортодоксы, держимся за какие-то традиционные ценности. А вот в других странах уже все далеко вперед ушло. Он говорит, что если по-честному посмотреть статистику жизни нормальных, обычных людей в самых разных, самых продвинутых странах, то мы увидим, что процент тех, кто меняет пол или живет по каким-то новым моральным нормам, ничтожен. Это доля процента. Подавляющее большинство людей, населения земли, живут в нормальных традициях, в которых они родились, в которых их воспитали родители. Но создается некая иллюзия. Вот для чего проводятся все эти парады, гей-парады и прочие демонстрации – чтобы создать иллюзию того, что их много. Их возят по разным городам.
Когда на Украине начинались майданные изменения, там собирали по всей стране этих людей, платили им деньги для того, чтобы они продемонстрировали в каких-то городах, что якобы город переполнен носителями этих извращенных идей. Их действительно очень мало, но навязывается ощущение, что это уже массовое явление, что только так, а не иначе. Ну и понятно, что все эти просветительские программы в школах, которые проводятся международными организациями, в детских садах, – это все попытка переформатировать сознание человека для того, чтобы человек перестал быть человеком, перестал ощущать свою связь с Творцом, отказался от Творца, чтобы человечество сознательно, определенно отказалось от Творца, и здесь нельзя быть независимым. А затем присягнуло антитворцу, присягнуло врагу рода человеческого. Вот такие источники вызовов – это преисподняя. А формы могут быть совершенно различными.
Мы видим уже проявление этих идей в образовании, в культуре. Или, правильно назвать, в антиобразовании, антикультуре, в антиискусстве, в медицине, которая во многом занимается не оказанием помощи человеку, а в той медицине, которая большой бизнес, и он использует человека как источник получения сверхдоходов, делает возможным создать зависимость человека от этой «биг фармы» и от этих транснациональных корпораций. Мы должны об этом думать, мы должны об этом размышлять, поэтому неудивительно, что Святейший Патриарх, Священный Синод определили в качестве темы чтений глобальные вызовы, которые стоят перед человечеством.
У меня была возможность посетить достаточно много региональных Рождественских чтений, которые проходили в епархиях, в митрополиях регионов страны, и я вижу, насколько глубокий диалог ведется в регионах и насколько это важно. А кто приходит на Рождественские чтения, кроме представителей Церкви? Приходят представители других религий, представители ислама, представители буддизма, приходят представители культуры, законодательной и исполнительной власти, представители всех сфер нашей жизни: образования, медицины, воспитания. И они все слышат и соглашаются с тем, что эти вызовы актуальны и мы должны внутри себя, внутри своих больших и малых городов, внутри своих семей формировать иммунитет, неприятие, какие-то формы защиты против этих вызовов, чтобы защитить себя и, конечно же, своих детей.
Хорошо, что это происходит не только один раз в год в Москве, а в течение всего года по всем уголкам, за что, конечно, благодарим священноначалие, которое положило начало региональным этапам чтений, муниципальным этапам, что это все живет, все обсуждается на самых различных уровнях. А для чего? Для того, чтобы мы это противоядие смогли выработать, смогли осознать и победить. Мы должны победить со Христом, с Церковью и, конечно, с тем сонмом живших до нас людей, святых людей или стремящихся к святости, которые в свое время побеждали вызовы своего времени, побеждали ереси, побеждали какие-то губительные формы человеческих отношений. Поэтому мы живем, и мы надеемся, что эти усилия помогут жизни продолжиться на земле.
– Владыка, Вы упомянули аборты, и мне кажется, что мы сейчас просто обязаны достучаться до людей. Сейчас мы видим в ходе военных столкновений, как люди калечат друг друга, убивают друг друга осознанно, и нормальный человек ужасается, видя такие картинки, но ведь это, по сути, визуализация того, что происходит в абортариях с этими маленькими, беззащитными младенцами, детьми, когда врачи, по заказу мам, их убивают. Это звучит жутко, но это правда. И эта кровь вопиет к Богу об отмщении, и не его ли мы сейчас получаем?
– Нельзя не согласиться с этим образом, который Вы представили. Действительно, порой люди идут, чтобы совершить убийство своего ребенка, и им внушено, что это абсолютно гуманно, это совершенно не вредно, это просто какая-то операция, как зубик удалили или еще что-то… Совершенно не задумываясь о том, что происходит, о том, как этот младенец, у которого уже развито сознание, сжимается, отворачивается, он убирает ручки от этих инструментов, которые к нему протягиваются. Так же, как и в окопе солдат пытается увернуться от гранаты, которая падает на него с неба, пытается ее отбросить. И мы восхищаемся мужеством, спокойствием этого воина, который отбрасывает одну гранату за другой. Но, к сожалению, младенец не может этого сделать, и запущен этот нож не каким-то человеконенавистником или врагом, а по просьбе собственной мамы…
– А за деньги наши с вами.
– А за деньги наши с вами. И уже сколько лет об этом и религиозные, и нерелигиозные сферы нашего общества говорят, но вопрос, по всей видимости, действительно лоббируется какими-то силами, такими же сильными, какими лоббировалось столько гнусных проектов в нашей стране. Вот сегодня гнусность эта изгоняется, есть надежда, и, собственно говоря, это наш шанс сегодня помочь законодателям принять решение. На первом этапе вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования, чтобы не за наш счет это делалось, чтобы это было не так легко, не так просто. Ведь принимается же закон о том, что алкоголь не продается рядом со школами, не продается в определенные часы, не продается определенным возрастным группам. И это нормально. Потому что понимаем, что если доступность алкоголя будет абсолютной, то, к сожалению, будет общество разлагаться.
Но если доступность аборта обеспечена, если есть возможность сделать аборт практически на любом сроке при определенных возможностях человека, если эта доступность обеспечена государством, то и будут совершаться аборты. У нас президент страны сколько раз говорил о том, что демография – это один из самых важных вызовов, нас не будет через несколько поколений, у нас население не растет. За 23 года правления Николая II нашей страной Россия приросла на 50 миллионов. У нас сегодня население страны составляет 140 миллионов. Это значит, что за 22 года треть населения страна прибавила. Вот если бы такой прирост был у нас сегодня, то Китай нам бы завидовал. У нас рождались бы те самые Менделеевы, Пушкины, Королевы, Гагарины, но они не рождаются. Наши классы пустеют, детские площадки, слава Богу, сейчас наполнены людьми, есть детские площадки, но абортов более миллиона, это только то, что официально известно…
– Это нужно умножать на несколько.
– Более миллиона человек просто бросается в эту топку в год.
Сегодня мы видим тех ребят, которые мужественно сражаются за традиционные ценности, сражаются с глобальными вызовами на полях сражений. Да, мамы плачут, родные не могут равнодушно смотреть на смерть или увечья своих близких, родных, а провести параллель с тем, что когда-то не родился братик, сестренка этого воина, что у них не родились их дети, что отсечена целая ветвь человечества в каждом абортированном ребенке, – об этом не задумываются, а об этом необходимо размышлять, говорить, и я очень надеюсь, молю Бога о том, чтобы все-таки наши государственные мужи приняли соответствующее решение, а общество было готово сказать: да, стоп, остановите! Помоги нам, Господи!
– Владыка, в таком разговоре мне еще очень важными кажутся слова о покаянии. Потому что, если мы возьмем любую семью, в каком-нибудь поколении, – но это было. И осознание этого может привести человека к ужасу и желанию закрыться от этой темы, сказать: нет, все было правильно, потому что были такие обстоятельства… А может привести к желанию покаяться, но только лишь бы не к отчаянию. Вот что бы Вы сказали?
– Отчаяние – это грех, который разрушает человека изнутри, поэтому, конечно же, не к отчаянию. А что сказать? Покаяние – это такая панацея, которая врачует практически любую духовную болезнь. Намерение сделать аборт – это грех, это болезнь, духовная болезнь, социальная болезнь. И эту болезнь может исцелить действительно покаяние. У меня перед глазами несколько историй, несколько реальных судеб, когда женщина, болеющая онкологией, вдруг оказавшись в такой совершенно стрессовой ситуации, понимая, к чему приводит онкологическое заболевание, боясь скорой собственной смерти, куда приходит? Приходит в Церковь. Потому что надо же как-то попросить Бога о здоровье. И в процессе общения выясняется, что у человека был один, второй, третий аборт, и человек не осознавал, что это убийство, что это грех, что это преступление. Он совершенно по-другому начинает относиться к деянию, по-другому квалифицирует уже совершенное и воспринимает болезнь как наказание за грех. После принесенного покаяния, после того как человек от сердца со слезами обращается к Богу – получает исцеление физическое. Да, медицинские процедуры им делают, но, продлив свою жизнь, получив возможность жить дальше и не умереть сейчас вот в этих раковых муках, эти женщины приходили и свидетельствовали: единственным источником их исцеления является осознание того зла, которое было сделано, раскаяние в нем и освобождение.
Женщина говорит: я освободилась от этой ноши, которую носила в себе столько лет. Как по Евангелию: иди и впредь не греши. С избавлением от греха человек получает физическое здоровье. Это просто очевидно было как для самих женщин, так и для пастыря, с которым эти мамы общались. Поэтому, конечно же, покаяние – это первый шаг к исправлению.
Если покаяние приносят те женщины, которые в силу возраста или других обстоятельств не смогут уже ни родить человека, ни сделать больше аборт, то эти люди ведь общаются друг с другом. Они общаются со своими детьми, внуками, друзьями, с теми, кто окружает их. И все равно это свидетельство действует, оно продолжает исцелять уже не только самого человека, но и тех, с кем он соприкасается. Поэтому, конечно, каяться необходимо самим. Но о том, как каяться, телеканал «Союз» рассказывает в своих многочисленных передачах. О том, что покаяние – это не самовнушение, это не какая-то мечтательность, а очень понятное и описанное у святых отцов деяние, шаги изменения мыслей, сознания, действий.
Я хотел бы пожелать, конечно, чтобы такое осознание, покаянное чувство было усвоено, чтобы покаяние было принесено и мы стали свидетелями исправления, чтобы женщины рожали не только потому, что они получат выплату по рождению первого, второго, третьего ребенка, а чтобы они понимали, что это наша миссия, это нам Бог заповедовал – и надо эту заповедь исполнять.
– Я думаю, что это еще и единственное сейчас надежное средство для достижения мира на земле и счастья. Когда Господь посмотрит и скажет: «Вы правда покаялись. Мир вам!»
– Вне сомнения. Если такое решение будет принято, то Бог, как Он уже это делал неоднократно, не по нашим усилиям, а по Своей любви к человечеству – изменит ситуацию. Убийство остановится и на полях сражений, и под сердцем у мамы.
– Перейдем к другим темам. Владыка, в житиях святых, если нам известен период их жизни в юношестве, говорится о том, как они учились, какие науки постигали и насколько успешно. Есть святая, которая училась не просто хорошо, она училась блестяще, но мы не за это ее любим. Она для многих из нас родная, близкая, совершенно реальный дорогой человек, небесная покровительница Екатеринбурга великомученица Екатерина. И посвящая ей каждый день, мы все-таки выделяем еще особые периоды, Екатерининские дни, они закончились недавно. Что бы Вы сказали о Екатерининских днях этого года?
– Они были прекрасны. Много таких компонентов, из которых эта краса Екатерининских дней в Екатеринбурге составилась. Мы впервые за прошедшие три года в день ее памяти вновь прошли крестным ходом. На хватало этой встречи, этой общности, этого делания, которое совершается во время крестного хода. Мы шли не столь продолжительно, прошли около двух километров, от кафедрального собора до места, где некогда стоял храм святой Екатерины, где сейчас храм-часовня, посвященная ей, красуется в центре, в сердце нашего города. То есть люди ценят свои отношения, которые у них возникли со святой Екатериной, а эта ценность выражается и в посещении храма, и в молитве, и в том, что они посвящают свои дела святой Екатерине. Мы о многих этих делах узнали. А какие это дела?
У нас в городе люди, которые радеют о воссоздании храма святой Екатерины, создали Фонд святой Екатерины, и этот Фонд в течение уже нескольких лет посвящает добрые дела святой Екатерине. Наверное, многие уже знают, уже слышали, что когда был эпидемический период, когда люди очень нуждались в медицинской помощи, Фонд приобрел для нашего города святой Екатерины огромное количество карет скорой помощи, самых лучших, самых современных. Когда начали поступать эти автомобили, то врачи, которые в «Скорой помощи» работают, между собой так и говорили: нам бы к святой Екатерине (имеется в виду, что в машину от Фонда). Там специальный знак такой на борту этих машин. Вот добро, которое сделано и посвящено святой Екатерине. Я не буду говорить про аппараты ИВЛ, лекарства, какие-то необходимые кровати, оборудованные целые палаты. Вот то, что было в городе святой Екатерины сделано людьми, эти добрые дела. Это замечательно.
А что еще? У нас в городе писатели посвящают книги святой Екатерине, поэты – стихи, композиторы – музыкальные произведения. Мы собираем все это богатство и в Екатерининские дни даем им возможность выйти, познакомиться с результатами творчества наших горожан и открыть свое творчество для окружающих. Поэтому и концерты, и выставки, и конкурсы состоялись в рамках Екатерининских дней, целый фестиваль детской песни, детские хоры собирались, проводили конкурс в честь святой Екатерины, фестиваль. Это обращенность тысяч людей, которые не просто прочитали житие и знают, что Екатерина помогает в учебе или еще каких-то наших нуждах. Они посвятили ей порывы своего сердца, и нет сомнений, что святая Екатерина им ответила, она согрела их сердце, она услышала их молитву, помогла каждому, кто в чем нуждается, помогла ощутить и осязать силу Божию, которая когда-то так щедро укрепила и наделила саму святую Екатерину.
– А что в ее личности Вам ближе всего? Что Вас больше всего восхищает? Эта девушка идет защищать христиан, но она просто могла уверовать во Христа и верить в душе, тихо, спокойно жить в богатом дворце и не вмешиваться ни в какие события, которые повлекли ее мучения, смерть и небесный венец. Мы бы ее сейчас и не знали, если бы она так поступила. От чего она отказалась? Что там надо было сделать-то? Щепотку ладана бросить на кадильницу, которая стоит перед статуей императора… Воздать ему божеские почести… Наши современники скажут: ерунда какая. Из-за этого, из-за таких пустяков и так принципиально… У нас вон домовенок, подкова над дверью, у нас астропрогноз, год наступает какого-то очередного животного, а не 2023 от Рождества Христова. Мы православные, у нас и иконы висят. Все нормально, все сочетается. Не сочетается?
– В этом году мне одна особенность открылась из жития святой Екатерины, когда я его перечитывал. Конечно, когда читаешь про эти муки, страдания, которые наносили ей, – тяжело даже представить это. А если представить… Всегда ведь на себя эту рубашечку примеряешь и понимаешь, что по-человечески это невозможно. А открылось мне то, что на всем протяжении жития святой Екатерины присутствует Некто, и Он дает ответы на все. На все вопросы, на все обстоятельства жития. Присутствует Божья любовь, присутствует любящий Бог. Он же ее создал. Он рядом с ней был и тогда, когда наделил ее этими дарами, невероятными талантами. Представляете, один из исследователей ее жития пишет, что она владела 22 языками и диалектами. Я думаю, что в нашей стране мы сегодня не найдем такого лингвиста, который бы владел таким количеством языков. Она изучила всю античную науку и философию, словесность, поэзию, математику, медицину, изобразительное искусство – весь набор античной культуры она вместила и была ее носителем. Ее щедро одарил Бог, наполнил ее всеми земными дарами. И ждал. И дождался. Дождался того, что она нашла главный дар, нашла главную ценность. Вот обладая всеми ценностями земными, будучи более богатой, чем кто бы то ни было, она увидела любовь Божию, она ее сердцем осязала, и Бог ей так открылся, что все остальное полностью потеряло для нее какую-то ценность. Ее богатство, ее образованность, ее красота.
Увидев лицо Божие, славу Божию, она сумела своим тонким, мудрым умом увидеть, насколько это больше, насколько это ценнее, чем ее перспективы земные, что это надо не потерять. Можно потерять здоровье, можно потерять положение в обществе, лишиться наследства, богатства, всего того, чего ее и лишили. Можно лишиться частей своего тела, но лишиться возможности видеть, слышать Бога, быть верной Ему, ответить взаимностью на Его любовь – вот этого нельзя лишиться. И дальнейший ее выбор, эти муки, истязания, терпение, был осиян славой Божией.
Не зря говорят, что когда в страданиях она находилась в городе, то как будто ангел покрывал ее своими крылами. Люди увидели, что будто некое облако покрывает святую Екатерину. Облако благодати Божией. То самое облако, которое когда-то на зимней поляне увидел ученик преподобного Серафима Саровского, Николай Мотовилов, и он с трудом описывает, какая это слава, какая это сладость. Он повторяет слова апостола Петра, который в день Преображения стал свидетелем славы Божией: хорошо нам здесь быть. Вот ей хорошо было быть рядом с Богом. Это главная ценность и главная особенность жития святой Екатерины, которая в этом году меня как-то поразила.
И что можно пожелать человеку, который читает житие или живет в городе святой Екатерины? Узнать Бога. Узнать в какой-то доступной нам мере Божию любовь и ответить на нее. Бог не будет требовать от каждого человека, кто узнал Его любовь, чтобы человек был распят, чтобы человек претерпел какие-то страдания или чтобы тысячу дней и ночей стоял на камне в молитве. От каждого человека Бог ожидает своей нормы, своего проявления любви. Но прожить жизнь и не узнать любовь Божию к нам – это самое страшное. Через отречение Екатерина могла потерять эти отношения, могла предать Бога, она видела, как Бог, Младенец Христос отворачивался от нее, и ей было страшно потерять возможность общаться с Богом, быть верной Ему. И она сохранила верность.
В наше время верность Богу можно проявлять по-другому. Не требовать, чтобы срочно нас казнили, распяли, мучили. Верность Богу можно проявлять по Евангелию: поступать с людьми так, как вы хотите, чтобы они поступали с вами. Да любите друг друга; как Я возлюбил вас. Через это мы можем проявлять любовь Божию и не ждать, чтобы нас кто-то мучил или какие-то страдания доставлял. Вот такая у нас удивительная святая, которая открывает почитающим ее Божию любовь, открытую некогда ей.
– В продолжение этого разговора я Вам хочу напомнить момент, событие, которое было шесть с половиной лет назад на открытии православной гимназии в храме целителя Пантелеимона. В ответ на вопрос ведущей, кто у них здесь главный, дети ответили: Боженька. Они, по сути, сформулировали вообще цель жизни христианина. Я Вас хочу спросить как министра церковного образования, как архиерея, как человека с большим педагогическим опытом: как этот идеал достигается, чтобы Боженька в твоей жизни был главным?
– Если бы я в одном предложении мог вместить ответ на Ваш вопрос, то этот ответ был бы равнозначен предложению из Евангелия. Но поскольку все-таки автор Евангелия Сам Бог и эта потрясающая Божественная правда заключена в короткие, ясные фразы, то, наверное, ответить можно тоже какими-то словами из Божественного Писания. Первая заповедь Божия какова? Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии. То есть это то, с чего начинается вообще диалог Бога и человека. Дети по чистоте своего сердца (причем это дети из православной гимназии, которые с детства бывают в храме, приобщаются благодати Божией через таинства) показали, что они столь же просто излагают Божественные, библейские истины в таком ответе на вопрос: а кто здесь главный? Наверное, ожидали, что сейчас скажут: батюшка, директор… Бог. И этот ответ вместил все.
Хотелось бы, чтобы в сознании, уме и сердце каждого нашего зрителя этот ответ был абсолютно очевидный. Но этот ответ на сердце ребенку тоже ведь положил Бог. И хотелось бы, чтобы каждый зритель этим желанием разгорелся: «Господи, на мое сердце, в моей жизни положи мне правильную мысль, правильную жажду, жажду правды, жажду Тебя, Господи!» И я думаю, что Бог положит в то время, в какое Он сочтет нужным, правильную мысль, правильный ответ на жизненный вопрос, правильное решение. Что мне сейчас сделать? Посмотреть новости, посмотреть канал «Союз» или побыть в тишине с молитвой? Каждый отвечает на этот вопрос по-разному.
– Бабушку навестить…
– Бабушку навестить. Каждый отвечает на этот вопрос по-разному, но Бог, принимая выбор, всегда через совесть подскажет, как лучше. А если мы выбираем из этих вариантов лучшее, то Он начинает открываться, Он начинает согревать сердце человека, Он избавляет от какой-то страсти, Он умиряет, Он делает благостными обстоятельства внешней жизни, которые в обычное время раздражают и мешают. Вот так Бог открывается, в таких простых вещах.
Мне было бы очень интересно пообщаться с теми ребятишками, которые тогда только пришли первоклашками в гимназию, интересно поговорить и услышать, как они изменились. Мы всегда хотим правильных, добрых изменений, хотим увидеть, что они повзрослели, набрались житейского опыта, но не потеряли эту чистоту, эту простоту.
Мы сейчас завершали конкурс детского рисунка «Красота Божьего мира». Он по всей стране проходит, тысячи детей нарисовали несколько тысяч рисунков, но все равно, раз это конкурс, надо выбирать лучшее. И вот прошли эти конкурсы по регионам, прислали в Синодальный отдел лучшее из лучшего, собрались, чтобы выбирать победителей. Очень авторитетная комиссия, там маститые художники, педагоги, люди опытные. И у всех первое – это восторг. Каждая картина, каждый рисунок светятся этой чистотой, простотой, любовью, незамысловатостью детского сердца. Она там отражена.
Бывает такое, что взрослые пытаются за детей рисовать на конкурсы рисунки, но специалисты их заранее убирают. Там были такие настоящие, честные работы. Каждая светится по-своему, и выбрать победителя невозможно. Это как в гимназии, про которую мы сейчас вспоминаем, в зале сказать: кто из детей самый лучший? Это невозможно. Я был свидетелем этого света, этой Божественной красоты, которая светила и светит через эти рисунки, которые мы видели на конкурсе.
Да, конечно, выбрали победителей: первое, второе, третье место… Но это было очень больно. Хотелось наградить, хотелось поблагодарить, хотелось ответить теплом и добром каждому ребенку. Вот этот свет Божий тогда блеснул из уст ребеночка, который сказал, что самый главный – Бог, и этот свет светил и светит на нас с этих рисунков. Я думаю, что этот свет должен светить из сердца каждого взрослого человека, который когда-то был ребенком. Либо физически ребенком, либо ребенком в вере. Телеканал «Союз» очень и очень способствует этой важной задаче.
Дорогие братья и сестры! Не забывайте, что телеканал «Союз» живет только благодаря тому, что вы жертвуете на его деятельность. Очень непросто живет, трудится коллектив, непросто совершать труды коллективу, и мы благодарим вас за то, что вы помогаете каналу снова и снова. И уже лично прошу, обращаюсь: не оставляйте вашей заботы, помогайте материально нести свет Божий через экраны в ваши сердца.
– Спасибо, владыка! Это не было запланировано, это такой экспромт и вдохновение. Оттого еще более дорого.
Мы всегда провожаем год с праведным Симеоном Верхотурским. Как будет в этот раз? Как планируется?
– Слава Богу, мы не болеем, не лишены возможности перемещаться. Это добрая, светлая, очень дорогая сердцу традиция – собраться в Верхотурье на один из трех дней памяти святого Симеона. Я напомню, что 25 мая, 25 сентября и 31 декабря дни памяти святого праведного Симеона Верхотурского. И мы, находясь здесь, на Уральской земле, или где-то далеко, устремляемся в этот день, последний день уходящего года, в Верхотурье, с тем чтобы встретиться с праведным Симеоном, возрадоваться этой встрече, чтобы прикоснуться к той благодати, которая и в Верхотурье, около его мощей, и в Меркушино, месте, где он подвизался. Эта благодать там просто присутствует, она там осязаема. Радость от каждого слова богослужения, от каждой встречи. Люди там встречаются как семья, которая давно не была вместе, и вот семья съезжается, братья, сестры, родители, старики, дети, – это большая радость! Эта радость присутствует, когда мы собираемся у праведного Симеона.
Да, 31 декабря день памяти, поэтому 30 декабря бесплатная электричка по традиции выедет с железнодорожного вокзала Екатеринбурга, проедет по маршруту, который будет на экранах телеканала «Союз» в бегущей строке. Эта электричка прибудет уже после обеда 30 декабря в Верхотурье. Мы совершим малое повечерие, пропоем Акафист праведному Симеону, совершим всенощное бдение, побудем рядом с ним, кто-то физически, кто-то через трансляцию, спасибо за такую возможность. И в сам день памяти праведного Симеона, конечно же, воспоем Господу нашему и поблагодарим Его за то, что Он нам явил Своего угодника, простого, незамысловатого, очень доступного и понятного праведника.
Единственно, в этом году будет одна особенность, она связана с вами, дорогие телезрители. Обычно Божественная литургия в этот день начинается в 9 часов утра, но особенности эфира, особенности сетки вещания продиктовали нам начать службу на 30 минут раньше. Поэтому богослужение, литургию 31 декабря мы начнем не в 9 часов утра, а в 8:30 по уральскому времени. Пусть на нас не обижаются жители западных регионов, для которых это очень рано, поблагодарят нас жители восточных регионов, для которых это будет проще. Приглашаем разделить эту молитву праведнику. И с такой надеждой мы обращаемся с каждой службы, праздник или не праздник, все равно надежда: «Господи, пошли мир! Господи, вот с этими глобальными вызовами, с которыми мы соприкасаемся, по-человечески мы справиться не можем, это слишком большая сила, слишком большие деньги, большие ресурсы, большие умы. Но, Господи, ведь написано в Писании, что и самого антихриста Ты победишь не в каком-то там сражении, как пытаются в фильмах показывать, сражении добра и зла, где полчища каких-то страшных чудовищ, которые нападают». Нет, Господь победит дыханием уст Своих, Ему не нужно сражаться, Ему нужно видеть, что Он нужен людям, что люди в Нем нуждаются, что люди Его ищут, ищут Его правды, ищут Его любви. И вот ради этих людей Бог может дыханием Своих уст произвести шторм на море, может разрушить горы, может остановить любое кровопролитие. Только бы мы были достойны, только бы искали этой победы именно от Него. Не для того, чтобы снова есть, пить, веселиться и жить так, как жили. А для того, чтобы свою жизнь, свои стопы исправить ко Господу. И тогда Господь поборет за нас.
Давайте и об этом тоже помолимся в последний день уходящего 2022 года, с надеждой, а эту надежду мы выразим в молебне, который будем совершать после Божественной литургии, уже перед началом нового года, испрашивать благословения людям Божиим в новом, наступающем году.
– Владыка, у нас есть для Вас творческий сюрприз.
– У меня тоже есть для вас творческий сюрприз. Вот видите календарик, который лежит на столе, это тоже один из даров, на который святая Екатерина вдохновила, мы каждый год в Екатеринбургской епархии делаем епархиальный календарь, в котором отражены какие-то события, какие-то имена, которые имеют отношение именно к нашей Уральской земле. Рассказы, какие храмы где находятся, в какие дни в каких храмах престольные торжества совершаются. И каждый год календарь посвящаем каким-то важным событиям. Вот в 2022 году это тридцатилетие перенесения мощей праведного Симеона Верхотурского, а грядущий год – это год 300-летия Екатеринбурга, поэтому такой замечательный календарь издали, в котором много страниц посвящено святой Екатерине. Во-первых, связь святой Екатерины с городом Екатеринбургом, как улицы, проспекты Екатеринбурга освящались строительством храмов, каких-то богоугодных учреждений или жизнью удивительных людей, вот об этом ряд страниц поведает.
Грядущий год – это год 105-й годовщины убийства царской семьи в Екатеринбурге, поэтому здесь есть ряд совершенно потрясающих страниц, которые называются «77 дней дома Ипатьева», то есть 77 дней из жизни царских узников, Царственных страстотерпцев. С первого дня, с 1 мая, среды, когда государь ступил на Екатеринбургскую землю, краткий абзац, что произошло в этот день, как они его провели: 1 мая, Великая Среда, на улицах и площадях народ отмечал новый праздник, Первомай, пели революционные песни, проходили митинги, концерты, были переполнены кинематографы. Гуляли толпы хулиганья, глумились над верой и над священнослужителями. Эти звуки, конечно, долетали до окон Ипатьевского дома, но шла Страстная седмица, и царская чета ежедневно читала Евангелие… Первый день.
И вот так, краткие повествования об их радостях, об их утешениях, об их страдании, терпении, болезнях, которые они в какие-то дни особо переживали. То, что они сами отметили в дневниках; либо о чем вспоминали потом их посетители, сестры Ново-Тихвинского монастыря, батюшка, который их посещал, либо их охранники, гонители. И так до последнего дня, 16 июля, до вторника, когда было совершено убийство царской семьи. Вот так, за несколько минут прочитав эти страницы, настолько глубоко проникаешься крестным путем царской семьи, это очень важно для тех, кто почитает царскую семью.
И, конечно, святая Екатерина, как она связана с нашим городом, с его закладкой, с развитием, становлением – здесь этому тоже посвящено несколько страниц. Поэтому тем, у кого будет такая возможность, рекомендуем найти в продаже в храмах Екатеринбурга или в лавках наших такой календарь. Ну и, может быть, мы попросим, чтобы на каких-то интернет-страницах, на сайте Екатеринбургской епархии эти страницы были открыты, опубликованы для тех людей, кто не сможет получить в руки столь замечательный, интереснейший труд. Вот такой сюрприз, такой дар у нас со дней святой Екатерины. А у Вас какой дар?
– Владыка, Вы нашим общим друзьям, арт-группе LARGO, рассказали о духовном канте архидьякона Романа (Тамберга) братьям. Ребята его записали в студии и прислали нам эту запись с просьбой сделать клип. И мы его сделали. И это посвящается Вам, это к Вашему 50-летнему юбилею, уже прошедшему, это ко всем праздникам с благодарностью за Ваше добросердечие и с пожеланием милости Божией и Его всесильной помощи. Я попрошу Вас благословить всех наших зрителей.
– Пусть щедрое Божие благословение изливается с Небесных чертогов в сердце каждого, кто нас видит, слышит, каждого, за кого вы молитесь. И этим будем жить, этим будем радоваться. Ну и, конечно, теми удивительными дарами, которые Господь каждому приготовил. Пусть в новом году никто не останется неутешенным!