Пленарное заседание регионального этапа XXXI Международных Рождественских образовательных чтений состоялось сегодня, 6 декабря 2022 года, в областном Дворце молодежи города Екатеринбурга.
Образовательный форум, организованный Екатеринбургской митрополией и региональным правительством, был посвящен теме «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».
Пленарное заседание открыл председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, руководитель организационного комитета Международных Рождественских образовательных чтений митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений. В рамках обсуждаемой темы владыка озвучил ряд вызовов и проблем современности, рассказал о существующих «механизмах, инструментах и рычагах, как побеждать добром зло».
Среди главных вызовов современности владыка обозначим трансгуманизм – идеологию радикального изменения человеческой природы, начало попыток заменить человека искусственным интеллектом. Одним из проявлений этого страшного явления стали операции по смене пола в детском возрасте. В США число клиник, где можно сделать такую операцию, за последние полтора десятилетия возросло в разы. Подобные клиники действуют и в России.
Чтобы противостоять этим вызовам, важно осознать, что школе и обществу нужен не потребитель, а творец.
— Школе, нашему обществу нужен не потребитель, нужен творец. Что мешает нам самим стать творцами, увлекая к этому наших учеников, наших детей? Конституция? Да нет, не мешает. Законы? Нет, и даже совсем недавно, 9 ноября, подписанный указ № 809 о сохранении духовных ценностей, это лишь один из инструментов, который должен помочь нам занимать активную созидательную позицию по сохранению духовно-нравственных ценностей.
Сегодня, убежден архипастырь, необходимо понимать границы духовных рубежей, для этого важно ориентироваться и в духовных вопросах.
— Учителю педагогу, гражданину нужно ориентироваться в вопросах духовных, чтобы иметь возможность защищать эти рубежи.
Владыка рекомендовал «обратиться к первоисточнику» – открыть Евангелие, чтобы повлиять на духовно-нравственную ситуацию в нашей стране.
В помощь педагогам и родителям – недавно созданная платформа «Клевер Лаборатория», мультимедийная площадка, дающая ответы на самые разнообразные вопросы духовного просвещения школьников и молодежи.
На заседании прозвучали приветственные слова: от имени полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Владимира Владимировича Якушева к участникам форума обратился заместитель полномочного представителя Президента РФ в УрФО Борис Анатольевич Кириллов; приветствие главы региона Евгения Владимировича Куйвашева озвучил заместитель губернатора Павел Владимирович Креков.
Теме вызовов и механизмов защиты от них были посвящены и выступления региональных уполномоченных по правам человека.
Региональный Уполномоченный по правам человека Татьяна Георгиевна Мерзлякова отметила важность опоры на традиционные ценности, на наши корни.
— У нас есть, с чем идти в завтра. И вот эти вызовы должны пугать нас меньше всего, мы просто должны опираться на то, чем богаты, — сказала Татьяна Георгиевна.
Ее коллега, уполномоченный по правам ребенка Игорь Рудольфовович Мороков отметил, что сегодня вновь актуальна гайдаровская книга «Тимур и его команда», отражающая различное отношение к своему Отечеству молодых людей.
О сохранении культурного цивилизационного кода, наследия предков сказал консультант отдела этноконфессиональных отношений и организации работы по профилактике экстремизма регионального Департамента внутренней политики, кандидат философских наук, доцент Павел Евгеньевич Суслонов.
— Базовые ценности не могут быть сформированы искусственно, появиться ниоткуда. Ценности – это, прежде всего, оценка духовных и материальных явлений человеком, исходя из его мировоззрения. А мировоззрение определяется его воспитанием и культурой. Стратегия госнацполитики говорит нам о том, что общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим нашу страну. Современное российское общество объединяет единый цивилизационный культурный код, который основан прежде всего на сохранении и развитии русской культуры и русского языка. Исторического и культурного наследия всех народов, — отметил Павел Евгеньевич.
О тревожных тенденциях в российском педагогическом образовании поведала президент Российской Академии образования, доктор исторических наук, профессор Ольга Юрьевна Васильева. Она отметила, что структура специализаций в педвузах имеет уклон в гуманитарную область, а это не соответствует реальным потребностям школы. Необходимо возвращение к специалитету.
Обеспокоенность вызывает и влияние на развитие детей современных технологий: лишь 30 процентов детей приходят в первый класс с полностью сформированной речью. Что не удивительно, ведь в возрасте двух-четырех лет они проводят перед монитором в среднем по 2,5 часа в день, и более трех часов – в возрасте пяти-восьми лет.
С докладом по теме Форума выступил старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы, педагог высшей квалификации, член Союза писателей России протоиерей Артемий Владимиров.
Поведав об истории одной семьи, где 19-летний сын, живший активной компьютерной жизнью, в результате покончил жизнь самоубийством, Батюшка отметил, как важно наполнить реальную жизнь тем, чего нет в иллюзорном виртуальном мире – духовным смыслом и истинной любовью. Чувству исключительности, являющемуся питательной средой для многих человеконенавистнических учений, которое многие родители сегодня вольно или невольно прививают своим детям – важно противопоставить скромность, служение, жертвенность и другие добродетели.
— Чувство собственной исключительности – это троянский конь, которого мы сами подчас вводим в самосознание ребенка. И это противоположно любви с ее жертвенностью, ее идеями служения, скромностью, с ее умением критично оценивать свои способности, смотреть на себя со стороны всегда с придиркой, с ее умением смиряться перед Богом и с терпением и мудростью служить людям, — отметил отец Артемий.
Батюшка напомнил, как важно уже с начальной школы готовить детей к свойственной им жизненной роли – для этого и предназначены игра в куклы – для девочек, рыцарство – для мальчиков.
Духовно-нравственное воспитание позволяет привить детям понимание того, что именно сохранение чистоты и чести является залогом земного семейного счастья.
— Человек – это сосуд, в котором живет Бог. А Бог не живет в грязи. Наш Бог — Бог порядка, а не беспорядка. Где Бог, там чистота, там мир, там целомудрие, там любовь в самом высоком смысле слова, — сказал священник.
В завершение пленарного заседания региональный министр образования и молодежной политики Юрий Иванович Биктуганов и митрополит Евгений представили темы проекта «Академические встречи». Старт проекта для педагогического сообщества намечен на январь 2023 года.
По сложившейся традиции, на пленарном заседании наградили победителей межрегионального этапа международного конкурса «За нравственный подвиг учителя» грамотами и благодарственными письмами митрополита Евгения и губернатора области Евгения Владимировича Куйвашева.
Телевизионную трансляцию Форума осуществлял телеканал «Союз». В ходе заседания велся Телеграм-канал «Рождественские Чтения — 2022. Урал», созданный для интерактивного участия зала в форуме.
В течение дня перед участниками форума выступили архиерейская детская певческая капелла «Октоих», исполнив молитву «Царю Небесный», подхваченный всем залом Гимн России и песню «Мама», а также хор Миссионерского института «Горлица», порадовавший собравшихся исполнением духовной музыки в фойе Дворца молодежи.
Напомним, региональный этап церковно-общественного форума в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения организован Екатеринбургской митрополией и областным правительством. Региональные Чтения проходят при поддержке аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе. Участниками форума традиционно являются представители епархий Екатеринбургской митрополии, органов исполнительной и законодательной власти, педагогического и родительского сообществ.