29 июня отмечается день памяти священномучеников Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского, и иже с ним убиенного иерея Петра Корелина, а также священномучеников протоиерея Ефрема Долганёва, иерея Михаила Макарова и мученика Константина Минятова.
Все эти убиенные мученики приняли смерть от рук большевиков в июне 1918 года: епископ Гермоген и иерей Петр – по дороге из Екатеринбурга в Тобольск, а остальные – близ Екатеринбурга. И все они по промыслу Божиему в последние дни своей земной жизни были объединены общими событиями и стали участниками одной трагедии, развернувшейся на Урале.
Епископ Гермоген возглавлял Тобольскую кафедру в то время, как туда в ссылку прибыли члены Царской семьи. Владыка как мог заботился о них и не уступал давлению большевиков, молился об августейших узниках, провозглашал многолетие, вынимал частички за Царскую семью, свято храня любовь к ней, и продолжать нести свое архипастырское служение.
В апреле 1918 года владыка был схвачен и заключён в Екатеринбургскую тюрьму. Вместе с владыкой в арестантском доме, который располагался вблизи Сенной площади, содержался священник церкви Каменского завода, благочинный второго округа Камышевского уезда Екатеринбургской губернии иерей Петр Корелин. Священник был арестован за участие прихожан – местных жителей, работников Каменского завода в бунте против большевиков.
Вскоре областной совнарком потребовал за владыку Гермогена выкуп – 100 000 рублей. На переговоры с большевиками из Тобольска в Екатеринбург по решению Тобольского епархиального съезда отправилась делегация, в которую входили протоиерей Ефрем Долганев, иерей Михаил Макаров и присяжный поверенный Константин Минятов.
Вскоре сумма выкупа была уменьшена до 10 000 рублей, и их пожертвовал екатеринбургский коммерсант Д.И. Полирушев. Но власти обманули делегацию и вместо освобождения епископа арестовали троих членов делегации: протоиерея Ефрема Долганева, иерея Михаила Макарова и Константина Минятова.
Вскоре владыку Гермогена, отца Петра и еще нескольких заключенных передали комиссару П. Д. Хохрякову, отряд которого исполнял карательные функции и как раз накануне получил официальное наименование «Карательной экспедиции Тобольского направления». Арестованных под конвоем провели на железнодорожный вокзал и повезли в сторону Тюмени. Там отряд Хохрякова выгрузился из вагонов на пароходы, чтобы отправиться вниз по реке Тура по направлению к Тобольску.
15/28 июня 1918 года около полуночи большевики вывели отца Петра Корелина на палубу. Они сняли с него верхнюю одежду, обрили, избили ремнями, потом привязали к нему два тяжелых гранитных камня и сбросили за борт в воды Тобола. В половине первого ночи епископа Гермогена вывели из трюма. До последней минуты он творил молитву. Когда палачи перевязывали веревкой камень, он кротко благословил их. Связав владыку и прикрепив к нему на короткой веревке камень, столкнули в воду и его. Тело епископа Гермогена позднее было обнаружено и перезахоронено в Кафедральном Софийском соборе Тобольска. Останки отца Петра найдены не были.
На фото: Константин Минятов
О мученической кончине членов тобольской епархиальной делегации: протоиерея Ефрема Долганева, иерея Михаила Макарова и Константина Минятова стало известно лишь много лет спустя. В 1964 году бывший екатеринбургский чекист, участник убийства Царской семьи Г. П. Никулин рассказал следующее: «Такой был у меня дружок — Валька Сахаров. [И] вот мы однажды расстреляли «чехословака» одного, попа ли, шпиона [ли]… Причем, там еще [и] представителей из Тобольска, которые приехали хлопотать за епископа Гермогена. Ну, их, значит… Они приехали… их сгребли и туда повезли — в лес. Расстреляли и бросили, понимаете, тоже в шурф. Ну, [а] шурф оказался неглубоким. [И] вот [мы] с Валькой договорились, [что] надо поехать [и] посмотреть, что они там. Оседлали лошадей, сели на них и поехали. Едем так, подъезжаем к лесу. Слушаем, — что такое? Вой какой-то. Невероятный вой. Едем дальше, — еще слышим: вой, грызня какая-то идет. Оказывается, там уже волки расправляются, понимаете, над этими… Мы их, конечно, выстрелами разогнали, а сделать ничего не смогли. Некогда было. [И] потом, там такая почва каменистая!». (Запись беседы с Г. П. Никулиным, состоявшаяся 13 мая 1964 года в помещении Государственного Комитета СССР по радиовещанию и телевидению Совета министров СССР // Исповедь цареубийц. Подлинная история великой трагедии. Убийство Царской Семьи в материалах предварительного следствия и в воспоминаниях лиц, причастных к совершению этого преступления. — М., 2008. С. 240.)
Таким образом, из рассказа палача стало известно, что все члены делегации были убиты близ Екатеринбурга. И случилось это, скорее всего, в самый день их ареста – 2/15 июня 1918 года. Поскольку точная дата их смерти остается пока неизвестной, память их празднуется в день мученической кончины епископа Гермогена – 16/29 июня.
Священномученики Гермоген, Пётр, Ефрем, Михаил и мученик Константин причислены к лику святых новомучеников и исповедников российских на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Решением Священного Синода священномученики Пётр Корелин, Ефрем Долганев, Михаил Макаров и мученик Константин Минятов были прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской от Екатеринбургской епархии, их имена включены в Собор Екатеринбургских святых.