О подростках и этапах их взросления, о взаимоотношениях детей со старшим поколением и о том, как научить детей полюбить храм и найти Христа, рассказал иерей Иоанн Авдюшин, клирик Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря.
В ходе разговора отец Иоанн выделил несколько блоков возрастных особенностей, с которыми сталкивается подросток. Так, например, в них входят: «Физиологические особенности подросткового возраста»; «Социальная особенность подросткового возраста»; «Проблема жизненного определения»; «Взаимоотношения с родителями»; «Особенности религиозного воспитания».
Говоря о социальной особенности, батюшка отметил период времени, когда дети в 14 лет получают паспорт, что означает появление новой сферы ответственности. Также в эту категорию можно отнести, появление в школе предмета «Обществознание», где детям начинают говорить об их правах.
— К сожалению, часто бывает, что детям говорят об их правах, но забывают говорить об их обязанностях. Об обязанностях должны сказать родители. И родители должны объяснить ребенку, что свободное время должно быть не только у него, но и у родителей, чтобы соблюдались права как ребенка, так и родителя, — отметил отец Иоанн. — Такие вопросы с детьми поднимать надо, потому что детям это не понятно. Во многих семьях мама и папа забывают, что они на самом деле еще муж и жена, и все свои силы направляют на воспитание. Родители должны акцентировать внимание на том, что у них тоже должно быть свое время, свое пространство, свои права, и родители должны об этих правах заявить, потому что детям это не очевидно.
Отдельная болезненная тема, по словам батюшки, — взаимоотношения подростков с родителями. Как отметил отец Иоанн, часто проблема кроется в том, что родители не слышат своих детей и не всегда с уважением относятся к мнению ребенка, однако этому необходимо учиться.
— Меня в воскресной школе одна девочка спросила: «Почему взрослые не воспринимают мое мнение всерьез? Мне очень важно, чтобы меня воспринимали всерьез». Это действительно важно. Они уже ощущают себя взрослыми, а мы, ну или вы ощущаете их детьми, — сказал ведущий. — Подросток хочет, чтобы с его мнением считались, чтобы к нему уже относились как к личности в большей или меньше степени. Понятно, что он этого не всегда заслуживает, понятно, что это не всегда может быть полезно, хотя мне кажется, что всегда полезно относиться к любому ребенку как к личности, уважать его свободу, даже если ему год, даже если ему три, тем более, если этому человеку 11, 13 или 15 лет. Понятно, что у родителей есть какие-то рычаги давления, влияния на ребенка, это нормально, это должно быть, потому что иначе мы детей не воспитаем, но уважать ребенка, принимать его мнение всерьез – этому надо научиться. Дети действительно к этому относятся как к проблеме, когда взрослые их не воспринимают. «Ну, о чем с тобой разговаривать? Ты маленький еще. Подрасти, и мы с тобой поговорим». А вот потом, когда ребенок уже обо всем узнает сам, родитель садится и говорит: «Давай обсудим», и говорит какой-то вопрос, для ребенка уже известный, очевидный. Ребенок ответ получил из интернета, от друзей, от дяди, от учителей, но не от родителей. А родитель потом пытается этот утерянный авторитет вернуть, пытается ребенка усадить, сказать какие-то нотации, а ребенку это уже неважно, уже это не нужно. Родитель упустил свое время.
Также батюшка отметил, что из этого всего вытекает следующая проблема, которая затрудняет общение между родителями и детьми – неумение отвечать на вопросы детей.
— Важно слышать, что хочет узнать ребенок. Часто бывает, ребенок спрашивает об одном, а родитель говорит о другом. И ребенок видит, что родитель либо не хочет его слушать, либо ребенок думает, что родитель считает его еще маленьким, и ребенок понимает: «С папой я больше на серьезные темы разговаривать не буду, потому что он ничего серьезного не скажет». С другой стороны, если родитель будет относиться к ребенку соответственно его возрасту, ребенок это оценит. Если вы будете ценить мнение вашего ребенка, он это почувствует, он это поймет.
В завершение этого блока темы отец Иоанн отметил: «Мы, родители, устарели, потому что забыли, каково быть детьми, устарели, потому что наши родители нас тоже не слышали, тоже не общались с нами так, как мы хотели в большинстве своем. Давайте поменяем это и покажем, что на самом деле можно разговаривать ребенку и родителю где-то может даже как на равных».
Также в ходе эфира отец Иоанн рассказал о том, какие внутренние препятствия могут возникнуть у детей, когда родители начинают приводить их в храм.
— Когда ребеночек, неважно в каком возрасте, приходит в храм первый раз, что родители ему говорят, как правило, с самого порога? Слово «нельзя». Нельзя бегать, нельзя крутиться, нельзя ходить там, нельзя сидеть там, нельзя много говорить, нельзя брать в храм игрушки, нельзя мальчикам ходить в шапке. И так далее. Все нельзя, нельзя, нельзя, нельзя. Опять же, хорошо, что есть семьи, в которых так не говорят, но есть семьи, в которых так говорят. И это постоянное нельзя ассоциирует ребенка именно с храмом, — отметил батюшка. — И когда ребенок подрастает, он начинает родительскую узурпацию постепенно с себя снимать, и снимается таким образом и храм, потому что храм – это место, где все нельзя. Так вот когда мы детей в храм приводим, покажите им свободу, а не запреты.
Батюшка обратил внимание на то, что детям вообще не интересна религиозность, так как объективно они не совершили таких грехов, чтобы слезно каяться, как это делает старшее поколение.
— Поэтому это «молись и кайся» ребенку в большинстве случаев не понятно — в чем каяться? Многих детей на исповедь приводят родители и говорят: «Скажи вот это, вот это, вот это…» А почему он должен это говорить? Он чувствует, что сделал что-то не так? Если человек чувствует, что сделал что-то не так, он и так скажет, что согрешил в том-то. «Я не послушался родителей» — он приходит и об этом говорит на исповеди, но не потому, что родители так сказали, а потому, что понимает, что плохо поступил и сожалеет об этом. А так в каком-то смысле получается, что родители навязывают эту религиозность, это постоянное совершение чего-то ребенку непонятного. И ребенок, конечно, будет от этого избавляться, когда у него появится такая возможность.
Батюшка отметил, что такие понятия как страдание, испытание, искушение детям не понятны.
— Дети, наоборот, полны сил, жизнь в них бьет ключом, они хотят себя реализовывать, они хотят, чтобы было красиво, чтобы ими все восхищались. Это покаянное чувство, которое присуще многим взрослым, оно не характерно детям. И это нормально. Потому что у детей такой возраст.
Отец Иоанна отметил, что когда дети перестают ходить в храм, перестают ходить в воскресные школы, это не так страшно в сравнении с тем, что они за это время так и не увидели Христа. Батюшка пожелал воспитывать детей своим примером.
— Что касается религиозного воспитания, как я не люблю это слово, очень не люблю, дети очень сильно чувствуют фальшь. Если человек не уверен или говорит одно, а делает другое, ребенок это очень быстро увидит. Если родители читают Игнатия Брянчанинова каждый вечер, а на вечерних молитвах ссорятся, то ребенок скажет: «Зачем мне это надо?». Если родители каждое воскресенье ходят на причастие, исповедуются, а дорога от дома до храма сопровождается семейными ссорами, дети это видят. И зачем им это? И у них храм ассоциируется с этим. Ребенок в школе постоянно находится в стрессовой ситуации, он растет, и ему еще это переживать — для чего? Проблема получается в нас, в том, что мы говорим одно, а делаем другое.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской митрополии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе Екатеринбургской епархии «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.
Заметки о предыдущих беседах с уральскими батюшками на самые актуальные темы вы можете посмотреть по ссылке: Онлайн с уральским батюшкой.
Видеозаписи бесед хранятся в группе Екатеринбургской епархии «ВКонтакте».