О том, чем ценно празднование Воскресения Христова в нынешнем году, о помощи беженцам и об уроках Священной истории рассказал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений в интервью телеканалу «Россия — Урал».
— Это главный праздник христианства, с какими чувствами вы встречаете его в этом году?
— Чувства переполняют, как это всегда бывает на Пасху, так по-детски, непосредственно, очень отрадно. Этот год он особенный, весьма не простые обстоятельства окружают нас, и знаете, такое иногда возникает ощущение, по-человечески, что мир не просто меняется, а мир в какой-то мере просто рушится вокруг тебя. И вот то, что Христос Воскресший и вчера, и сегодня, и завтра — Он тот же; может меняться всё, что угодно, но Воскресение Христово – Пасха, это такая ценность, такое сокровище, которое никуда не девается.
Поэтому, Пасха этого года, нынешнего года, она для меня особо ценна своей стабильностью, неизменностью, именно это событие носит какое-то спокойствие в моё мироощущение в сегодняшнее непростое время.
— В этом году впервые за долгое время проходит большой крестный ход, вы уже понимаете, сколько человек в нём собирается принять участие, и как всё будет проходить?
— Крестный ход, действительно, проходит впервые после двухлетнего перерыва, я не представляю, сколько людей сегодня придёт на крестный ход в 16 часов в Троицкий собор (интервью записывалось в день праздника Пасхи, 24 апреля – прим.ред.). Я знаю, что каждый человек, кто придёт сегодня, он будет особенно дорог, особенно желанен — знаете, как люди, которые долгое время не виделись и они встречаются, и вот радость этой встречи — она особенная. И сегодняшняя встреча — она будет для меня особенно дорога.
— В дни праздника, и может быть даже, особо в дни праздника, мы не забываем о тех, кому сейчас тяжелее, чем нам, и последние месяцы и вы лично, и православная община очень много внимания, сил, помощи уделяете тем, кто приехал к нам с территории Донбасса, те, кто сейчас там находятся. Почему так важно участвовать в их жизни?
— Вот знаете, было бы странно, если бы христианин, ну, или просто нормальный человек, мог позволить себе праздновать, радоваться, утишаться, поздравлять друг друга с событием, с праздником, не замечая того, что рядом стоит человек, которому просто больно, которому просто тяжело, который голоден. Вот такое равнодушие перечеркивает весь праздник и перечеркивает всё твоё христианство. Если ты нормальный человек, если ты патриот своей страны, если ты христианин и ты видишь возможность помочь тому, кому тяжело – накормить, напоить, приютить, то ты обязан сделать, и тогда твой праздник становится праздником.
В нашей Церкви, в нашей епархии очень много добрых, правильных, православных христиан. Хотя, вот знаете, даже сейчас и мы какие-то акции проводим вместе с мусульманами, они обращаются: «Давайте сделаем вместе», — собираем, что можем: продукты, воду, лекарство. Мы готовимся к любой возможности принять беженцев в скором времени, надеюсь, у нас будет такая возможность. Без этого праздника встречи, помощи людям, которые нуждаются, нет большего праздника – праздника переживания встречи с Богом.
— Очень много говорят о том, как важно историческое просвещение вводить как можно раньше и как можно активнее. Уже министр просвещения России заявил, что уроки истории, может, не в таком жестком формате, как потом, без экзаменов, нужно вводить с первого класса, и это произойдет. Иначе пересмотры истории, иначе всевозможные версии, которые ничего общего с реальностью не имеют, они, к сожалению, неминуемы. Как вы считаете, каким образом религиозное просвещение могло бы здесь помогать светскому?
— Мы, безусловно, вспоминаем слова классика о том, что народ, который не помнит своего прошлого, не имеет право на будущее, не имеет своего будущего. Мы хотим, чтобы наш народ имел будущее, и будущее, в котором были бы учтены те ошибки, которые пережил наш народ в прошлом. Для этого, конечно, надо прошлое знать, знать не просто для того, чтоб поставить галочки в ЕГЭ, а знать, чтобы наше мировоззрение, мироощущение было с учётом вот того исторического пути, который прошёл наш народ. Это надо же, конечно же, изучать не со школы, а с детского садика. Сказки, эпос, притчи — всё это история, которую мы изучаем. Поэтому, конечно, говорить, что мы будем изучать историю только с пятого, с шестого класса, ну, это, наверное, неправильно. Важно изучение, важно качество этого предмета, чтобы мы изучали историю не так, как нам по соросовским программам в прошлые годы предлагали изучать, какую-то мультяшную историю нашей страны. История – она широка, глубока и прекрасна, и я считаю, что нынешняя инициатива, она абсолютно верна, и я не сомневаюсь в том, что умные люди, педагоги и методисты сумеют и для первоклассников, и для третьеклассников правильным образом и методически преподнести уроки истории, чтобы они были усвоены, что называется, с младых ногтей.
— Но вы настаиваете, что эти уроки имели религиозную окраску или вы просто готовы помогать, пусть даже это будет совершенно светское изучение истории?
— Настаивать на том, чтобы что-то было религиозным, наверное, это неправильно. Единственное скажу, что история и то, что изучают даже в семинариях — Священную историю, они очень переплетены: как мы можем отделить историю России от истории Сергия Радонежского, Серафима Саровского, от Куликовской битвы или от императора Николая Второго? Это всё очень тесно переплетено, просто не надо выбрасывать из истории те реалии, которые в ней были, которые в ней присутствуют, и тогда Священная история будет изучаться в процессе изучения Всемирной или Отечественной истории.