О традициях празднования Михайлова дня, о том, для чего нужна молитва о нерожденных детях и почему аборт считается духовным преступлением, рассказал в преддверии Михайловских дней в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» иерей Георгий Кабанов, клирик прихода в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах города Екатеринбурга.
По церковному календарю 21 ноября совершается празднование Собора святого Архистратига Михаила и всех прочих Небесных Сил бесплотных. Батюшка начал свою беседу с истории Михайловских дней. Исторически этот праздник установился в начале IV века на Лаодикийском соборе. Цель собора была в том, чтобы осудить еретическое учение об ангелах, которое возникло в Церкви. Оно говорило о том, что ангелы являются творцами и правителями этого мира. Лаодикийский собор осудил это ложное учение и установил православное почитание ангельских сил. В XXI веке христиане продолжают эту память чтить и почитать.
Ноябрь также традиционно посвящается тому, чтобы вспомнить и привлечь внимание общественности к греху абортов. Те дни, когда Церковь привлекает внимание людей к греху детоубийства, рассказывает, в чем опасность абортов, называются «Неделя за жизнь», которая выпадает дни памяти собора Архистратига Михаила. Почему именно ноябрь стал поводом говорить о теме абортов и нерожденности детей? Батюшка рассказал, что это связано с еще одной печальной датой в истории советской России, когда 18 ноября 1920 года постановлением Наркомздрава и Наркомюста РСФСР впервые в России было разрешено делать аборты. В Царской России этого не было, всегда это казалось серьезной ошибкой и грехом, подчеркнул священник. В 1936 году по разным причинам этот закон был упразднен и аборты были запрещены, но уже 23 ноября 1955 года вновь аборты в СССР разрешаются и до сих пор на государственном уровне поддерживаются.
— Проблема серьезная, вопрос серьезный, и здесь важно об этом говорить. Ошибки, которые до сих пор наш народ совершает, сказываются в дальнейшем на всех нас и на наших семьях в первую очередь, — отметил отец Георгий. — Вспомним себя молодыми. Каждый, кто задумывался о семье, о браке, всегда мыслил и представлял, что это здорово; каждый желал, чтобы семья была дружная, дети здоровые, отношения между женой и мужем были крепкие, они любили и заботились друг о друге. Но мы должны понимать, что семейные отношения могут быть разрушены определенными нашими грехами. Грехи могут быть разными, но один из серьезных грехов, который ударяет по семье даже на будущие поколения, это аборт. Семья начинает разрушаться, появляется холодность между мужем и женой, даже с детьми, которые в семье появятся, могут портиться отношения. Грех аборта несет серьезные последствия, он уродует семью.
Батюшка спросил слушателей, знают ли они, почему с точки зрения православного мировоззрения, православной веры сложилось такое отношение к греху убийства? Необходимо вспомнить учение о человеке православном, православную антропологию.
— Мы верим и знаем, что человек Богообразная личность. Бог — личность идеальная, триипостасная: Отец, Сын и Святой Дух. Бог нас тоже создает уникальными личностями. Возникает вопрос, когда эта личность получает свое бытие? По православному учению, человек появляется в тот момент, когда мужская и женская клетки соединяются, появляется еще не развитое и не имеющее форм тело. Но это уже тело в виде первых клеточек. И зарождается душа от душ родителей. В этот же момент творится из ничего уникальная личность. Личность не может быть без природы. Бог создает уникальную личность, и она в дальнейшем начинает свое бытие в нашей человеческой природе, — рассказал священнослужитель.
Неверующие считают, что тот, кто под сердцем у будущей мамы, это лишь сгусток клеток. Православные же верят, что это реальный богообразный, уникальный человек. Когда люди идут на это злодеяние, они уничтожают эту уникальную личность. И что самое страшное и грустное — это то, что эта личность уходит в вечность, не получив благодати святого крещения. Христиане верят и знают, что если личность создается Господом, то она уже не уничтожима, потому что законы Божьи непреложны. И получая бытие в момент зачатия, человек в небытие не уйдет, а будет вечно существовать. Поэтому ценность человеческой жизни уникальна, и люди должны ее беречь. И те дети, которые зачинаются, имеют право жить и должны жить, уверен иерей Георгий Кабанов.
Во время беседы один из слушателей написал батюшке сообщение, в котором отметил, что по мнению многих людей, убить в утробе — это не грех, потому что ребенок не сформирован. Кончено, если человек имеет такую веру, то понятно, что для него пойти и сделать аборт — не страшно, ответил пастырь. Но христиане знают и веруют по-другому. От того, что человек мыслит ложно и верит ложно, от этого ложь истиной не станет. Если человек считает, что внутри его еще не человек — это его ложь, его неправда. На любой стадии, когда совершается этот грех, он не становится меньше, даже если сделать это на второй неделе беременности.
Далее священнослужитель рассказал, к каким последствиям приводит грех детоубийства вне зависимо от того, считает ли человек это грехом или нет. Первым серьезным последствием этой ошибки является то, что человек попадает под власть злых сил, которые ненавидят все живое. И их задача — причинять людям боль и страдания, чтобы человек духовно на веки вечные погиб. Грех детоубийства порабощает человека злым силам. Если человек уйдет в вечность с таким багажом нераскаянных грехов, смертных грехов, то ничего доброго его в вечности ждать не будет, считает батюшка.
— Я обращал внимание, что такие люди становятся очень холодными и агрессивными, гневными. Я окормляю некоторые воинские части, и меня пригласили как-то раз на беседу по теме: «Семья и грехи, которые ее разрушают». И на эту беседу пришли одни женщины. Когда я начал говорить о грехе детоубийства, то реакция была очень агрессивная. Я не хотел кого-то обличать и обижать, но они начали активно защищаться и оправдывать эти вещи, заняли оборонительную, агрессивную позицию. Подобный опыт у меня был и в другой военной части… Люди традиционно говорили: «Зачем плодить нищету» «Я не мог по-другому» и прочие оправдательные вещи, которые, если рассмотреть, не имеют основания, — рассказал священнослужитель.
Второе последствие — одиночество. Батюшка окормляет пансионат для престарелых инвалидов на Семи Ключах. В исповедальных беседах люди рассказывают о своих ошибках. И эти люди обрекают себя на одиночество. У большинства людей, кто живет в пансионате, нет никого, а тех детей, которых Господь благословлял им, они не родили. Есть пожилые мужчины и женщины, у которых есть дети, но у этих пожилых тоже были грехи, и дети почему-то от них отказались и не захотели покоить их старость и отдали в пансионат.
Еще одно последствие — скорби. Батюшка рассказал, что были случаи, когда молодой человек хочет создать семью, но ему никто не встречается. А у человека есть опыт греха аборта. И человек несет крест одиночества. Скорби привлекаются такой жизнью, такими грехами.
Слушатели спросили батюшку, как избежать таких ошибок, как бороться с этой проблемой. Отец Георгий считает, что нужно начинать с семьи. Есть попытки и в церковной среде, и в общественной как-то влиять на массы. Абортов с каждым годом становится меньше в России, но они все равно есть. Если начать работу в семье, и с семьи закладывать правильные ценности в детях, то это будет хорошим инструментом в дальнейшем, чтобы ребенок не совершил таких ошибок.
— Самое главное и истинное в жизни христианина — это Христос, это истина, которой мы обладаем. Это правильное понятие о Боге, человеке, о вечной жизни. Важно передать эту правильную истину детям. Если ребенок будет знать, что мы бессмертны, нас ждет вечность, которая может быть благой или страдательной. Если у ребенка будут правильные Евангельские ориентиры, то ему будет в этом отношении проще и понятнее, как действовать. Если он знает, что сейчас под сердцем мамы богообразная личность, человек, то рука не поднимется с этой личностью расстаться. Поэтому передача истины о Боге, догматические истины, передача Евангельских идеалов нашим детям — это первое, что нужно отметить, — считает батюшка.
Отец Георгий обратил внимание слушателей, что многие аборты делаются в результате каких-то случайных связей или которые совершаются вне брака, где не ставится цели беременеть. Это просто человеческая распущенность, отметил батюшка, страсти кипят и человек пытается их удовлетворять. Одним из профилактических способов является воспитание в детях целомудрия. Если подросток живет целомудренно, то и абортов не будет. А если ребенок воспитан целомудренно и думает о том, чтобы создать семью, он понимает, что она нужна и для рождения детей, то он их и будет рожать, не будет уничтожать. Не хочешь детей — живи целомудренно, отметил пастырь.
Как же рассказывать детям о целомудрии, чтобы им было понятно? В этом вопросе следует учитывать возраст детей. Хотя современные дети в 10-12 лет уже знают больше, чем взрослые. Например, если у ребенка возраст, когда гормоны начинают себя проявлять, то стоит советовать ребенку держать дистанцию с противоположным полом, не кокетничать, не допускать лишних прикосновений. Подходить к вопросу целомудрия немножечко издалека.
Зрители спросили батюшку спросили, является ли грехом применение контрацептивов. Отец Георгий ответил, что в социальной концепции Русской православной Церкви говорится о том, что есть два вида контрацептивов. Первый вид, который может действовать абортивно — это различные гормональные системы. Их цель — не дать оплодотворенной яйцеклетке дальнейшего развития, что, по сути, тоже миниаборт. Поэтому такие средства не могут иметь место быть. А есть средства барьерного плана. В социальной концепции Русской Православной Церкви не говорится о том, что благословляется ими пользоваться, но, наверное, считает батюшка, в каких-то случаях это будет наименьшим грехом.
— Разные бывают ситуации, например, когда человек уже в семье живет и по каким-то показаниям беременность ему противопоказана. В таком случае это может быть допустимо. Этот вопрос хорошо решать с духовником. А если человек вступил в брак, со здоровьем у него все в порядке, можно рожать детей, а человек от этого уклоняется, то это повод подумать о покаянии, — подчеркнул священнослужитель.
Зрители задали священнику вопрос, что делать, если грех детоубийства совершен, как быть мамам и папам, может быть, даже врачам, которые совершили его и уже пришли в Церковь, осознали грех, переживают. Батюшка считает, что для начала можно предложить, чтобы человек обрел правильную православную истинную веру. От этой правильной веры у человека появится искреннее сожаление, правильное покаяние в грехах, в том числе в других. И в дальнейшем понести ту епитимью, которую Бог, может, сам назначит. Потому что Господь является нашим искусным врачом, и Он знает, как помочь человеку. Как правило, эта епитимья связана с какими-то скорбями, трудностями, болячками. Если человек эти скорби понесет безропотно, с верой, пронесет епитимью через свою жизнь, то это может послужить как средством очищения его души от этого греха. Некоторые духовники предлагают таким людям включиться в социальную работу, помощи нуждающимся, поддерживать тех, кто хочет сделать аборт, поддержать человека, понести исправительные труды. Главное — не впадать в отчаяние, бывают такие ситуации, когда человек совершил этот грех, и не видит пути выхода, настолько себя заедает, вплоть до нежелания жить.
— Это не выход, мы не должны таким путем идти, — считает отец Георгий. — Но человек должен понимать, что это заноза на всю жизнь, которую придется нести и сокрушаться. Если человек приходит к Богу с покаянием и верой, Господь прощает. Но есть процесс очищения греха. Я привожу часто такой условный пример. Мама купила дочке новое платье и дочка его испачкала. Приходит домой, мама сердится, дочка просит прощения. Конечно, мама простит, потому что ребенок осознал ошибку. Но чтобы платье стало чистым, его нужно застирать, отбелить. Так же и с нашей душой. Если человек ее изранил теми или иными грехами, но человек потом понял, кается, переживает за это, приходит к покаянию, но эту душу нужно застирывать, отбеливать. Это процесс достаточно длительный, все зависит от глубины нашего раскаяния. Мне как священнику достаточно регулярно приходится сталкиваться с теми людьми, кто об этом говорит. Бывает так, что они пытаются оправдывать этот грех, не видно, что человек искренне раскаивается. Оправдываться тебя не надо, надо себя укорить, осудить и дать возможность Богу нас оправдать.
Если этот грех спустя десятилетия аукается и разрушает отношения в семье, то путь очищения такой же. Мужу и жене нужно искренне сокрушаться, каяться в этом. И Господь, видя старания людей, что они переживают искренне и желают загладить вину, их отношения начнет укреплять.
Слушатель спросил, как молиться о родителях, сделавших аборт и искренне считающих, что это не грех? С одной стороны, таких людей нужно предать воле Божьей с такой молитвой: «Господи, как сам знаешь, приведи их к покаянию, вере, к осознанию этих ошибок». И очень часто Господь действует через скорби, трудности. Необходимо быть к этому готовым. Если мы видим, что Бог пытается до близких достучаться, нужно это принять, не печалиться, не расстраиваться. С другой стороны, можно найти момент и аккуратно поговорить с родителями на эту тему, призвав в помощь Господа, чтобы помог подобрать нужные слова и донести до родителей пагубность этого греха. Кто знает, может Господь их сердца смягчит, и они как-то начнут за это переживать по-настоящему, по-хорошему.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской митрополии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе Екатеринбургской епархии «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.
В проекте уже приняли участие:
— иерей Симеон Шестаков: «Современные вызовы и молодежь. О чем говорят и куда ведут «откровенные» сэлфи на фоне храмов и мечетей?»;
— иерей Борис Калёнов: «Как сохранить целостность в себе, в семье и в обществе?»;
— протоиерей Владислав Мусихин: «Благодаря твердому стоянию в вере исповедники и мученики сохранили Церковь»;
— игумен Петр (Мажетов): «Скорбь — нужное состояние души, которое человек должен прожить»;
— протоиерей Алексий Сысков: «Как противостоять зависимости»;
— иерей Илия Александров: «Главная задача в отношениях с ребенком — подарить ему надежду своим отношением к жизни»;
— иерей Антоний Орехов: «Храм стал центром духовной жизни нашего города»;
— иерей Александр Есенин: «Надо иметь веру и надежду на исправление человека»;
— иерей Павел Старков: «Родителям нужно принять музыкальные вкусы ребенка и вместе разобраться в музыке»;
— протоиерей Игорь Бачинин: «Трезвость — одна из ступеней, которая дает возможность вернуться к замыслу Божьему»;
— иерей Андрей Щукин: «Православие и школа: как уберечь детей от современных угроз?»;
— протоиерей Димитрий Черняк: «Преображение должно стать смыслом нашей жизни»;
— иерей Андрей Юганец: «Это тоже чудо — современному молодому человеку сохранить чистоту душевную»;
— протоиерей Александр Никулин: «Царские дни: в каком покаянии нуждается наше общество?»;
— иеромонах Корнилий (Зайцев): «Екатеринбургская духовная семинария: легко ли быть молодым?»;
— иерей Даниил Рябинин: «Царская семья — пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»;
— протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов»;
— иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;
— иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;
— иерей Андрей Андреев: «Почему важно в седьмой день недели быть в Церкви»;
— протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;
— игумен Флавиан (Матвеев): «Бог в душе: почему спасение возможно только в Церкви?»;
— игумен Иероним (Миронов): «Уроки праведного Симеона: как избавиться от привычки роптать и осуждать?»;
— иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности — тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;
— протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни — дни особой благодати»;
— иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;
— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;
— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;
— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;
— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;
— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;
— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;
— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;
— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;
— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;
— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;
— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;
— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;
— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;
— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;
— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;
— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;
— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;
— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;
— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;
— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;
— иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».