По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

18 октября 2021

«Благодаря Цесаревичу Алексею я чувствую, как в Екатеринбурге покрыт “покрывалом любви”»: маэстро Элвис Фантон о любви к России и наследнику-страстостерпцу

Сегодня, в день тезоименитства Цесаревича Алексия, предлагаем вниманию наших читателей интервью с итальянским оперным певцом, профессором музыки маэстро Элвисом Фантоном. 

Итальянский учитель музыки очень любит Россию, Екатеринбург и Цесаревича Алексия, знакомство с которым началось… во сне. Затем были поиски в интернете портрета приснившегося мальчика и непрекращающаяся радость открытия от соприкосновения с житием святого отрока-страстотерпца.

Чтобы собрать информацию о Царской семье и Царевиче Алексие, маэстро Элвис неоднократно посещал Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург. В нынешнем году маэстро Элвис совершил свой седьмой визит в Россию и посетил уральскую столицу.

12 августа в культурно-просветительском центре «Царский» вместе с уральским детским творческим коллективом «Николин родник» маэстро Элвис дал творческий концерт, посвященный 117-му дню рождения Цесаревича Алексия. 

О том, что привлекает итальянского певца и педагога в России и в Екатеринбурге, чем дорог ему и его ученикам Цесаревич Алексий, что испытывает верующее сердце в Храме на Крови, как сложился творческий союз итальянского профессора музыки и самодеятельного детского коллектива из уральской глубинки — об этом и многом другом маэстро Элвис рассказал в интервью нашему корреспонденту.

Анжела Тамбова: Маэстро Элвис, можно просить Вас поделиться впечатлениями от посещения Храма на Крови. Это место называют «Русская голгофа»…

Элвис Фантон: Я вхожу в этот собор, храм и первое ощущение — особые ароматы от ладана, ароматы от священного масла, и все эти ароматы — они очень хорошо располагают к молитве и внутреннему спокойствию, внутреннему миру. Сердце начинает сильно биться. И постепенно я подхожу к месту, где была убита Царская семья. Я ощущаю, что делал это путешествие для них, и они это чувствуют. Это перемена очень сильных эмоций. 

Затем мне нравится остаться в храме, посидеть одному и прочувствовать все эти эмоции. И еще одна вещь, которую я всегда делаю, когда нахожусь в Храме на Крови — я присутствую на службе. 

На самом деле, очень сложно объяснить, что человек испытывает. Даже просто слышать тон голоса священнослужителя, который стоит передо мной — я не знаю русский язык, но я чувствую те ощущения, которые он мне передает. 

Священнослужитель окружен большим количество людей, которые имею веру. И это не суеверие, это настоящая исконная вера. И это заставляет тебя испытывать сильное чувство. Каждый раз, когда я возвращаюсь в Италию, я рассказываю о всех этих эмоциях. Я должен поблагодарить Православную Церковь, потому что она зажгла новым огнем мою веру. И я прямо чувствую себя здесь среди братьев.

Когда я вхожу в Храм на Крови и когда нахожусь перед иконой Царской семьи, я чувствую других людей, которые вокруг меня находятся и молятся. Я чувствую себя окруженным той истинной, исконной верой, которая питает мою душу. 

Когда я возвращаюсь, я передаю все это моим коллегам, моим друзья. Они даже говорят мне, что мое лицо становится другим, отличается, когда я возвращаюсь. То есть они замечают, что я поменялся, что я действительно что-то особое испытал. 

И вот эту особую вещь я смог пережить благодаря Цесаревичу Алексею. Я чувствую его рядом, даже когда я в Италии. Есть моменты, когда я чувствую это в большей или меньшей степени. На мой взгляд, это зависит от бешеных ритмов жизни, которые нас обуславливают — чувствовать меньше либо чувствовать больше. Но когда я нахожусь здесь, я прямо чувствую, что он держит меня за руку, я чувствую, что он меня ведет в любое нужное мне место. Например, хочу прийти в определенный монастырь и прихожу туда благодаря Цесаревичу, потому что он делает так, что я встречаю правильных людей. 

Это уже седьмой раз, что я приезжаю сюда, в Екатеринбург, и каждый раз я испытывают одно и тоже ощущение — я чувствую, как будто я покрыт неким «покрывалом любви». Вот так я могу описать свое ощущение, именно «покрывало любви». 

Я познакомился с чудесными людьми, был окружен настоящей верой, и, может быть, это и есть самая главная причина, по которой я приезжаю в Екатеринбург. 

— Когда  я рассказываю коллегам вашу историю, они удивляются, потому что есть в этом что-то сакральное, фантастическое, когда человеку приснился сон, с которого началась новая эпоха в его жизни…

— У меня на самом деле поменялась жизнь. Он (Цесаревич Алексий — прим. ред.) мне позволил увидеть многие вещи другими глазами. И он сделал так, что я познакомился с русским народом, которого я не знал, с которым не был знаком, и с большим великим сердцем русского народа. И для меня важно также это передать в Италию, чтобы сказать, что русские — они наши братья, они наши друзья. 

И это тоже поразило моих коллег, моих друзей. Россия до сих пор остается несколько неизвестной для Италии. Те люди, которые знают русских людей через мои слова, у них появляется желание приехать, увидеть. 

— На мой взгляд, Вы сегодня являетесь одним из ярких представителей народной дипломатии. В каком-то смысле Вы помогаете обществу осознать значение Цесаревича Алексея. 

— Я чувствую, что он очень сильно любил свой народ, Россию, и продолжает любить.

— У него было должное воспитание. Его взращивали в этой парадигме любви к своему Отечеству. Он и рассуждал соответственно: «Когда я буду царем, не будет бедных и несчастных»…

— «…не будет ни бедных, ни несчастных, я хочу, чтобы все были счастливы». Моим ученикам очень нравится эта его фраза.

А. Тамбова: Чувствуется, что Ваши ученики очень любят Цесаревича Алексия. Об этом свидетельствует прекрасная выставка рисунков итальянских детей, которую вы передали сюда в Россию. Каждый рисунок посвящён цесаревичу Алексию. И чувствуется, что авторы очень хорошо изучили своего героя. Как вам удалось влюбить детей в Цесаревича Алексия и создать такую прекрасную выставку?

— Это было не трудно. Учитывая некоторые особые ситуации в школе, где я преподавал. В частности, был один ученик, который переживал тяжкую семейную ситуацию. Он был всегда грустным, не чувствовал, что его вообще воспринимают, ему казалось, что его бросили на произвол судьбы, оставили в одиночестве. Он начал даже встречаться с плохими компаниями. 

Я спросил его, почему он такой грустный. Он мне ответил, что у него ничего не получается, все выходит не так. Я дал ему фотографию Цесаревича Алексея и рассказал чуть-чуть о нем. Я ему лишь сказал, что это был мальчик с золотым сердцем, что это был мальчик очень сильный, храбрый, и был убит в возрасте 13 лет. И посоветовал ему вместо того, чтобы писать плохие слова в какой-то социальной сети, лучше обратиться к Цесаревичу Алексею. 

И когда я увидел, что произошло на следующий день, это было просто удивительно! Этот мальчик поменялся просто кардинально. И вот именно скорость, с которой произошло это изменение, заставляет меня говорить о том, что произошло чудо. 

На своей странице в Фейсбуке он выставил фотографию Цесаревича Алексея, и он советовал там своим друзьям в моменты, когда тяжело и трудно, обратиться к Цесаревичу. 

Все мои коллеги остались просто пораженными, они не верили. Они продолжали следить за страничкой мальчика на Фейсбуке, чтобы посмотреть, останется ли эта фотография, не уберет ли он ее. И фотография продолжала оставаться на его странице, и он меня благодарил за то, что я его познакомил с Цесаревичем Алексеем. 

Потом я обнаружил, что этот мальчик был православным, а я этого не знал. И таким образом я решил предложить на моих занятиях такой проект детям, познакомить их с личностью Цесаревича Алексея. Этот проект не мог быть религиозным, поскольку я являюсь преподавателем музыки, поскольку государственная школа — это школа гражданская. Но Алексей Николаевич это не только святой, это еще очень важный исторический герой в российской истории. 

Очень много вопросов мне задавали ребята по поводу его болезни, слишком сильно он страдал. И я им говорил: да, он очень сильно страдал. Я говорил моим ученикам: «Смотрите, у него было много страданий в жизни, у него было много трудностей, его жизнь не была простой, несмотря на то, что он был Цесаревичем, но он пережил, он справлялся со всем с большой силой и храбростью».

И вот они влюбились в него, потому что они чувствовали себя близко к нему, потому что он примерно одного возраста с ними. Я всегда вспоминаю такой момент — в конце одного урока зазвонил звонок, все ребята выходили, чтобы пойти на перемену. А один мальчик подошел к моей кафедре и сказал: «Царевич Алексей очень сильный человек».

— Действительно, это видно, что все испытания и трудности не сделали его хуже, они его закалили, сделали очень  понимающим, отзывчивым, заботливым. 

— Да, это правда — это прекрасный пример для сегодняшней молодежи. Мы живем в таком мире, когда молодежь стремится сложить руки при любой минимальной трудности. Им нужен пример такой, как этот.

— Какие вызовы сегодня стоят перед итальянской молодежью, с какими трудностями им приходится сталкиваться?

— На мой взгляд, сегодняшние молодые люди слишком сильно связаны с технологиями, привязаны к ним. Они стремятся к тому, чтобы общаться меньше между собой, они живут в виртуальном мире. И это абсолютно не имеет ничего общего с реальным миром. Чувства, эмоции — это все может происходить в реальном мире. Сегодняшние ребята не знают, как управлять собственными эмоциями. 

Их родители очень сильно погружены в работу и у них мало времени, чтобы заниматься детьми. Дети проводят очень много времени в школе, и, может быть, зачастую они больше проводят времени с нами, преподавателями, чем с родителями. Поэтому на моих занятиях по музыке я всегда стремлюсь им дать больше, чем музыка, дать какую-то мораль, дать какое-то поучение. И я вижу, что родителям это очень приятно, потому что они мне об этом говорят. Однажды они мне сказали: «Вы являетесь учителем жизни».

— В этом суть учительского служения?

— Я когда собирался сюда ехать, думал, что я очень малоизвестный человек, даже не хотел никакой рекламы, никаких камер, ничего такого. Но при этом я понимаю, что это может быть хорошо для людей, которые услышат. И может быть, Алексей Николаевич именно этого желает, чтобы эта информация дошла до большого количества людей. Очень многие люди мне написали в эти дни с просьбой рассказать о моём путешествии. 

Есть коллеги, которые молятся Цесаревичу Алексею. Я бы хотел рассказать об одной вещи, которая случилась с моей коллегой. У нее сын работает достаточно далеко от дома, по большому счету, они не видятся годами. Эта коллега — преподавательница итальянского. Ее сын проживает в Милане. И однажды она решает поехать в Милан навестить его, но она даже не знала, встретятся они или нет, потому что именно по особенностям его работы он очень часто переезжает из одного города в другой. Ну вот в короткий период школьных каникул она решила попробовать поехать в его город. У нее была небольшая фотография Цесаревича Алексея, которую я ей подарил, и по дороге она сказала: «Цесаревич Алексей, пожалуйста, позволь мне увидеться с моим сыном». 

Она была на автостраде, очень большая пробка из машин, и потом она смотрит перед собой, всматривается, и перед ней машина с ее сыном. Может ли это быть случайностью? Нет.

— В день рождения Цесаревича Вы дали чудесный концерт вместе с коллективом «Николин Родник». Как сложился такой творческий союз? 

— Я познакомился с матушкой Ульяной и отцом Андреем в церкви в Кашино, и там тоже был ряд разных событий, которые в результате привели меня к этому месту. И именно с той встречи родилось нечто важное. 

Потом мы стали общаться онлайн. И вот сейчас мне удалось приехать и подготовить вместе концерт. 

Проект, над которым мы работаем вместе с коллективом, это проект «Россия» по объединению двух городов — Сухого Лога и Виттория-Венето, это мой город. Мы будем изучать русскую историю и традиции. 

А если говорить о городе Сухой Лог, там будут изучать наш город итальянский. И таким образом получится такой культурный обмен, в который обе нации будут вовлечены. 

У меня есть такая мысль: в следующем году сделать два дня, посвященных России. Будет выставка фотографий Цесаревича Алексея, и через фотографии люди смогут отследить его жизнь. Потому что одно дело прочитать книгу, а другое дело увидеть большое количество фотографий, которые показывают разные этапы. Люди будут очень сильно поражены. 

В эти два дня, посвященных России, будут организованы различные мероприятия, которые смогут дать понять, что такое русское сердце. Я думаю, что это именно то, чего бы хотел Цесаревич Алексей — дать понять, кто такой на самом деле русский народ. И вот в эти дни вы приедете к нам, привезете вашу радость, привезете вашу культуру, и на следующий год, через год, уже мы из Виттория-Венето приедем в Сухой Лог, привезем немного Италии, итальянской культуры.

Мне мои коллеги пишут в Фейсбук: ты великий, ты волшебный. Я говорю: «Нет, не говорите, что молодец я». Максимум я могу быть молодцом, идти по дороге, но ничего более, потому что я на самом деле чувствую, что я лишь иду по нужной дороге. На самом деле, и это нелегко объяснить моим друзьям, великий — он, Цесаревич Алексей. Этот ребенок делает так, чтобы подружились два взрослых народа, даже разных конфессий. Я думаю, что это имеет большое значение именно в том моменте, в котором мы сейчас с вами живем. Думаю, это очень сильный знак. 

— Чтобы вы хотели пожелать нашим читателям?

— Я сейчас обращаюсь ко всем верующим. То, что случилось со мной — это нечто необычное. Порой я даже себя не чувствую на уровне всего этого, не чувствую, что соответствую всему этому. Совет, который бы я дал, это обращаться к Богу и к Его святым — с большой верой и с любовью. Я когда обращаюсь к Цесаревичу Алексею Николаевичу, я обращаюсь с большой верой и любовью. Я думаю, что нет такого большого расстояния между ними и нами. Господь послал нам этих святых, которые находятся рядом, и мы должны обращаться к ним с нашим чистым сердцем и тогда нас услышат.

 

Смотрите также:

В центре «Царский» прошел концерт итальянского оперного певца Элвиса Фантона и приходского детского коллектива «Николин родник»

Каким видят итальянские дети цесаревича Алексея: выставка рисунков открылась в день рождения государя Николая II в Храме на Крови