Об истории Крестовоздвиженского собора, который пережил Великую Отечественную войну, об уникальных святынях, которые в нём хранятся, в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» рассказал игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга. Кроме того, в ходе эфира отец Флавиан рассказал, почему спасение души человека возможно только в Церкви, и ответил на многие вопросы слушателей.
Крестовоздвиженский мужской монастырь был основан в 1995 году. Он был открыт при храме, который был построен и освящён в 1880 году. Землю под строительство храма пожертвовал купец, городской голова Василий Васильевич Кривцов, его могила сохранилось около Иоанно-Предтеченского храма. С северной стороны храма стоит памятник – небольшая надгробная плита, где и похоронен сам Василий Кривцов и его сын. Батюшка отметил, что Крестовоздвиженский храм был не просто приходским, он являлся домовым храмом Екатеринбургского благотворительного общества, и в нём пели и читали дети из приюта, который располагался буквально через дорогу, которая сейчас носит имя Луначарского, а в то время называлась Васнецовской. Сейчас в здании детского приюта располагается военный комиссариат Ленинского и Октябрьского районов города. Также храм был воинским – для солдат, которые были расквартированы в Оравайских казармах. Здание казармы считаются историческим памятником, недавно оно было отреставрирована, находится через улицу Луначарского. Солдаты ходили на молитву, исповедь, причастие в Крестовоздвиженский храм.
Когда наступила революция, храм не был закрыт сразу. В конце двадцатых годов было несколько лет, когда Крестовоздвиженский храм служил Кафедральным собором. В то время духовенство из закрытых или перешедших к обновленцам церквей переназначалось в Крестовоздвиженский храм. В одно время в нем служило 12 священников, от этого и сам он получил народное название «собор 12 апостолов».
– У нас сохранилась копия старинной фотографии. Раньше было принято делать не коллективное фото, а собранное из множества маленьких фотопортретов. Духовенство и приходские активисты в 1927 году сделали такое фото, и оно висит в классе воскресной школы. И там действительно 12 священников. Это было удивительное время, – рассказал батюшка.
Храм был закрыт в 1930 году, его община объединилась с общиной Александро-Невского храма Ново-Тихвинского женского монастыря. Но и Александро-Невский собор тоже в скором времени был закрыт.
После закрытия Крестовоздвиженский храм перепланировали, разрушили колокольню и купол, и он приобрёл внешний вид обычного городского строения, в нём можно было опознать храм только по алтарной апсиде – полукруглому алтарю, пристроенному к основному зданию. Сначала там работал кинотеатр. Во время Великой Отечественной войны храм какое-то время был филиалом зоопарка, который находится рядом с 30-х годов.
– Во время войны в храме жила слониха одного из эвакуированных зоопарков, – рассказал интересную подробность батюшка. – Удивительное дело: в стране идёт война, а такое огромное животное, которое нуждается в большом количестве питания, в тепле – его сохраняют, о нём заботятся. Но слониха умерла, не перенесла тягот военного времени. Храм большой, можно было разместить слониху в любом месте, но её разместили именно в алтаре. Большевики, не знаю, намеренно ли это делали. Слушаешь рассказы, как один из храмов нашего города использовался как цех, а в алтаре был туалет. Большевики, отказавшиеся от веры в Бога, каким-то особым образом, волей-неволей иногда совершали такие кощунственные поступки.
После войны на первом этаже храма были размещены мастерские художественного фонда, где делали различные декорации, экспозиции для Театра оперы и балета и других театров. А на втором и третьем этажах располагались различные организации, которые выполняли архитектурные работы. Когда здание вновь вернулось Церкви, и на третьем этаже стали делать ремонт, под старыми обоями увидели большевистские фрески. Как считает батюшка, большевики, наверное, попросили архитектурные организации сделать под потолком какие-то зарисовки – бледно-розовые серпы и молоты. Лестница на второй и третий этаж опирается на металлические профили, на которых написано «завод имени Сталина», а перила опираются на красивые балясины. В храме ещё остались следы того времени.
– Когда распался Советский Союз, когда страна стала жить по другим принципам, когда коммунистическая партия потеряла свою власть – всё это коснулось и Крестовоздвиженского храма. Уже тогда стали открываться православные храмы, появляться казачьи общины. И казаки стали ратовать за то, чтобы Крестовоздвиженский храм вернуть Церкви. Они знали его историю, знали, что храм был войсковым, и стали считать его своим, – отметил священнослужитель. – Власти планировали сделать зал звукозаписи для телерадиовещательной корпорации. Были снесены межэтажные перекрытия, храм буквально был превращен в руины, потому что нарушилось теплоснабжение. В это же время перестали выделяться деньги на переоборудование храма в зал для звукозаписи. Храм в таком разрушенном состоянии был передан Русской Православной Церкви, и в него был назначен священник – потомственный казак иерей Андрей Дедюхин-Сицкий. И при храме начала действовать казачья община. Но действовала она не очень долго, потому что казаки, скажем так, народ шумный, буйный. К сожалению, в то время произошел пожар, и сгорела кирпичная пристройка, которая после пожара не подлежала восстановлению. А это постройка опиралась на фундамент бывшей крытой паперти. И после этого казачью деятельность епархиальный архиерей повелел свернуть. И в это время в храме сменилось несколько настоятелей.
Какое-то время богослужения в храме проходили в маленьком помещении, где сейчас располагается воскресная школа, рассказал отец Флавиан. Это помещение перед началом службы в зимнее время отапливали строительным 35-киловатным «козлом». В этом маленьком помещении температура повышалась настолько, что в храме становилось как в бане. Но под конец службы опять холод брал своё, и уже начинали мерзнуть ноги. В таких условиях проходили богослужения в храме, когда его только-только передали Русской Православной Церкви. Затем было принято решение, что при Крестовоздвиженском храме будет подворье Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря, которое было основано в 1995 году. Настоятелем подворья был назначен иеромонах Филарет (Шестаков). А затем уже на уровне Священного Синода Русской Православной Церкви было решено, что при Крестовоздвиженском храме открывается мужской монастырь, иеромонах Филарет назначается его настоятелем.
– В это время у батюшки сильно расстроилось здоровье, он несколько месяцев пролежал в больнице и потом попросился в отставку. Так сложились обстоятельства, то мы с отцом Мефодием остались одни, были молодыми священнослужителями, нам было 23-24 года. И такие молодые иеромонахи занимались церковно-административными делами. Правящий архиерей, видимо, видя, что какие-то усилия прикладываются, решил меня официально назначить благочинным и исполняющим обязанности казначея, а летом 1996 года решением Священного Синода я был назначен настоятелем Крестовоздвиженского монастыря. Сейчас я называюсь наместником, в этом есть разница. Монастырь имеет особый епархиальный статус с двухтысячных годов, когда им стал управлять наместник от имени правящего архиерея.
Монастырь, как сказал батюшка, никогда не был многолюдным. Это центр города, и от шума города не укрыться. Сейчас здесь всего лишь четыре насельника. Батюшка отметил, что они стараются не замыкаться в себе, быть ближе к людям, жить хорошей, доброй молитвенной жизнью, но не скрываться от людей. Поэтому в храме всегда можно по окончании утреннего и вечернего богослужения подойти к священнику, побеседовать. Во внебогослужебное время можно найти священника и также с ним поговорить.
За время существования храма в нём появилось много святынь. Батюшка в первую очередь выделил большую мощехранительную Иверскую икону Пресвятой Богородицы, в которую по полям вставлены мощи двух уральских и двух воронежских святых. Также есть маленькая частичка Честного и Животворящего Креста Господня, он хранится в каменном ларце на каменной колонне и является одной из центральных святынь монастыря, поскольку монастырь посвящен празднику Воздвижения, когда обретенный подлинный Крест, на котором был распят Иисус Христос, после своего извлечения из земли животворил.
Слушатели спросили батюшку, почему спасение возможно только в Церкви? Есть расхожая фраза, что христианства нет без Церкви, это действительно так, отметил игумен Флавиан. Он рассказал, что, согласно Евангелию, Христос не просто так терпел вокруг Себя учеников, а именно в них Он видел первооснову Церкви как сообщества людей, во главе которых стоит Христос. Эта церковная жизнь началась в то время, когда Христос проповедовал народу, ученикам, Он особо выделял их, называл их именно своими учениками. Особенно Петра, который получил предсказание от Господа, что он трижды отречется от Христа, покуда дважды не пропоет петух. А когда жёны-мироносицы пришли к гробу Христа Спасителя, то они увидели там ангелов, которые сказали: «Идите и скажите ученикам и Петру», то есть они отдельно его выделили, показывая, что Бог его простил. Он был ближайшим учеником Христа. Это явное свидетельство того, что Церковь имеет неотмирную природу. Когда Христос воскрес из мертвых, а затем вознесся на небо, они всё время пребывали вместе, совершали Таинство евхаристии. Когда апостолы получили возможность проповедовать о Христе с такой силой, что их могли понимать люди других языков и культур, они всё время осознавали себя Церковью, к которой присоединяются. Человек, который уверовал в Господа Иисуса Христа, всегда чувствовал себя не одним, он всегда чувствовал, что те люди, что проповедовали ему Евангелие, это есть та самая Церковь.
Слушатели также отца Флавиана спросили, кто такой Бог. Это наш Творец, тот, кто есть Любовь, Забота. Чтобы попытаться описать неописуемое какими-то сухими человеческими словами, нужно попробовать просто прочитать катахизис, которые написаны нашими современниками, отметил батюшка. Бог не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы он исправился и был бы жив. Мы спасаемся не своими заслугами, не своим усердием, всё это нужно для духовной правильной жизни, для нашего спасения. Милость Божия созидает наше спасение.
– Я хочу поздравить всех с праздником светлой Пасхи, это праздник который Божью милость изливает в нашу жизнь целиком и полностью, это праздников праздник, торжество торжеств Божьей милости, заботы о том, чтобы человек не был мёртвым, чтобы человек жил. И опираясь на Пасху, воскресения Христова, давайте будем жить этой светлой надеждой, жить вместе с Богом, который есть Любовь, который есть Милость, который есть Забота. И всё это с большой буквы. Храни вас Господь! Христос воскресе! – заключил отец Флавиан.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» – это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в официальной группе Екатеринбургской епархии «ВКонтакте».
Задача проекта – представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн. В проекте уже приняли участие:
– иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности – тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;
– протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни – дни особой благодати»;
– иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;
– иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря – своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;
– иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;
– иерей Максим Крылов: «Восстановление храма – это не восстановление стены, а созидание общины»;
– протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;
– иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;
– иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;
– иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;
– протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост – это время настроить взаимосвязь с Богом»;
– иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;
– иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;
– иерей Димитрий Задорин: «Предназначение – это то, что наполняет саму смерть жизнью»;
– иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;
– иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;
– иерей Димитрий Ваулин: «Диалог – основа будущего брака»;
– протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;
– иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;
– протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;
– иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;
– иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;
– иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;
– иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».