По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

5 апреля 2021

«Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»: уральский батюшка рассказал о своё опыте восстановления храма в начале третьего тысячелетия

Как сплотить местную общественность и привлечь благотворителей для восстановления старинного храма, как Господь помогает в этом благом деле и для чего нужно восстанавливать храм — на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил иерей Максим Крылов, настоятель прихода во имя Воздвижения Креста Господня (Нижние Серги), благочинный Нижнесергинского церковного округа.

Разговор священник начал с того, что ответил на самый первый, по его словам, вопрос, который возникает у многих людей: для чего восстанавливать храм? Мол если христиане молятся, то они могут делать это и дома, собравшись вместе по 20-30 человек, или арендовать помещение и в нём молиться, как это делают протестанты. Для чего тратить силы и искать средства на постройку храма, а после платить коммунальные услуги, ремонтировать его и т.д? В восстановлении храма есть масса материальных сложностей и возникает чувство, будто священник превращается в прораба, завхоза, который занимается тем, что ищет деньги, ищет строителей, выполняет все строительные работы. Зачем это всё? Именно в минуты таких сомнений можно открыть книгу пророка Аггея, где он говорит, для чего нужно восстанавливать храм. Он говорил для тех евреев, которые вернулись из Вавилонского плена, вернулись к Иерусалиму, людей, которые долго находились в плену. И у этих людей была только одна задача — восстановить свои жилища, храм и наладить социальную жизнь. И Господь обратился к евреем через пророка Аггея, когда народ сказал, что не настало ещё время строить Храм Господень.

«Посмотрите, как вы живете! Много сеете, да мало пожинаете; едите, да не досыта; пьете, да не допьяна; одеваетесь, да не согреваетесь; зарабатываете — да кошелек дыряв. Так говорит Господь Воинств: посмотрите, как вы живете! Идите в горы, заготовьте там дерево, постройте Храм, Мне угодный, во славу Мою. За многим гоняетесь, да мало выходит; что ни принесете домой, все Я развеиваю. Почему? Потому что Мой дом — в запустении, а вы о своих хлопочете, Оттого небеса не дают вам росы и земля не дает урожая», — так говорил Господь через пророка Аггея.

Прочитав эти слова, отец Максим утвердился в том, что храм нужно восстанавливать, что храм — это не дом, не производственное помещение, не школа, не детский садик. Храм — это особенное место, место присутствия Бога, это дом Божий. И сам Господь в Священном Писании велел храму быть домом Божьим, где находится благодать. Для восстановления храма очень важен этот духовный смысл, им необходимо проникнуться, почувствовать эту необходимость и донести это до людей. Чтобы люди, инициативная группа и помощники, которые находятся рядом со священником, захотели восстанавливать храм. И после того, как будет понятен духовный смысл восстановления храма, тогда можно переходить непосредственно к каким-то действиям. Иногда стоит помолиться, если что-то не получается, подождать, и Бог поможет.

— Восстановление храма — это не восстановления стены, а созидание общины, восстановление этой общины, — уверен батюшка.

Отец Максим приехал в Нижние Серги в 2015 году, храм во имя Воздвижения Креста Господня, построенный в 1907 году, уже восстанавливался, шли строительные работы, а потом резко прекратились, потому что у благотворителя возникли материальные сложности. И батюшка оказался в трудном положении, люди спрашивали, почему храм не восстанавливается, что случилось.

— Я только появился недавно в городе, пытался говорить, что мы ищем средства, проектные работы требуется исследования, скоро работы продолжатся — но ничего не получалось. И, наверное, в этот момент, когда я почувствовал, что ничего не получается, я стал молиться, нашёл у себя на приходе молитву для восстановления храма и имел такой благолепный вечер. И я обратился к людям и предложил нам всем начать молиться о том, чтобы храм начал восстанавливаться. Благотворителя у нас нет, поэтому нам придется делать всё самим, кроме нас никто храм не восстановит. И начнём с того, что будем молиться. На одном из приходских собраний мы приняли такое решение и стали молиться за каждой Божественной литургии. И однажды раздался телефонный звонок, и нам предложили помощь. Мы наметили план действий и потихонечку перешли к восстановительным работам, — поведал батюшка.

Конечно, когда храм стали восстанавливать, понадобились деньги, чтобы заплатить строителям, купить материалы. И в 2018 году отец Максим поехал помолиться у мощей святителя Спиридона, где к нему подошёл один священник и передал конверт от своего родственника. На эти деньги продолжилось восстановление храма, стали проводиться работы, люди молились, инициативная группа постепенно укреплялась.

Когда появляется инициативная группа, то можно начинать этап сбора пожертвований — фандрайзинг. Когда отец Максим был студентом кафедры теологии РГППУ, он работал в попечительском совете по строительству храма Воинской славы, его наставником был Дмитрий Сковородников, который учил организовывать сбор пожертвований для строительства храма. В этом учении много всего интересного и полезного, и этот опыт будет полезен многим священникам, которые живут в селе, в деревне или в небольшом городе. Многие люди хотят помочь чем-то храму, хотят пожертвовать, хотят участвовать в жизни храма, но не знают, как это сделать.  Батюшка сказал, что в своей общине он старается, чтобы все прихожане участвовали в сборе пожертвований. На воскресных богослужениях он рассказывает людям о том, что делается, какими заботами храм живёт, что нужно для храма. Нужно не стесняться рассказывать об этом, может быть, находить какое-то дополнительное время, и люди, узнавая о тех проблемах, помогают их решать, это приближает их к храму, укрепляет общину. И, конечно, это разгружает священника, у него появляется возможность посвятить больше времени богослужению, поговорить о Боге. Происходит некое взаимодополнение.

— Но часто бывает так, что человек пришёл в храм, купил свечку, поставил и ушёл. Как считает батюшка, это не совсем правильно, потому что храм — это место, где совершается богослужение, где собирается группа людей, которые молятся, которые имеют общее дело, вместе причащаются из одной чаши и их связывают более близкие отношения, нежели каких-то знакомых людей. Это близкие духовно люди, об этом на нашем приходе мы стараемся говорить для того, чтобы люди чувствовали себя одной семьей, общиной; чтобы чувствовали себя комфортно, не было какой-то напряжённости, непонимания, чтобы хотелось в храм приходить вновь и вновь, приводить своих друзей. Чтобы была хорошая, интересная, здоровая атмосфера. Конечно, бывает в жизни общины и искушения, и трудности какие-то. Но всё это перегревается с Божьей помощью, — отметил батюшка.

Храм это не просто здание, это не строительные работы, храм — это дом Божий, восстанавливается и строится он по молитвам тех людей, которые в нём молятся или будут молиться. Не обязательно человеку делать денежные пожертвования, если у него нет средств, можно, придя домой, сделать земной поклон, и Господь тебя услышит и поможет. Кстати, для активного восстановления храма и привлечения средств батюшка использовал такую благотворительную акцию как «Именной кирпич». В типографии заказали бланки свидетельств об участии в строительстве храма, туда вписывается имя жертвователя, которое будет поминаться каждый день в этом храме.

— После того, как мы сделали такие кирпичи, то рассказали людям о такой возможности — положи свой кирпич в общее дело восстановления храма. И люди стали отвлекаться, стали жертвовать, приносить деньги в храм. И в 2019 году мы возвели центральный купол храма, поставили крест. Для нас это был большой праздник — представляете, на месте руин мы поставили купол и появился крест! — рассказал священнослужитель.

Храм восстанавливается с Божьей помощью, в основе лежит молитва, Господь сам управляет и ведёт восстановительные работы, подчеркнул отец Максим. Он рассказал, что для восстановления храма в Нижних Сергах Господь послал вначале добрых людей, которые помогли собрать инициативную группу по восстановлению храма, потом Господь в день перенесения мощей святителя Спиридона передал средства, на которые был куплены материалы и т.д. Помощь Господа постоянно присутствовала.  И когда началось планирование строительства колокольни, все понимали, что нужны большие средства. И в день святителя Николая Чудотворца батюшке позвонили и предложили подписать договор на кирпичном заводе и выделить кирпичи в полном объеме.

— Я радовался тому, что именно в этот день Николай Чудотворец помог нам, послал кирпичик, который мы всю зиму вывозили. А летом 2020 года в Нижних Сергах случилось наводнение. На территории храма развертывается гуманитарный склад, собираются добровольцы. Очень радостно, что мы смогли в этот момент принести пользу людям, многие до сих пор говорят спасибо храму за то, что в этот момент добровольцы разносили воду, обходили людей, Православная служба милосердия приезжала к нам несколько раз, — отметил батюшка. — Храм тогда посетил губернатор области, я рассказал о восстановлении храма, и губернатор нам немножко помог. Мы рассчитались с долгами за строительство колокольни. Для нас это милость Божия, в этот момент я чувствовал, что Господь с помощью потопа нам помог. Благодаря потопу многие вопросы, которые годами не могли решиться, стали решаться. Приехала прокуратура, составили план ремонта дорог и мостов. Этот дождь как бы обновил наш город и храм. В этом году мы развесили колокола, сделали звонницу.

Самое главное в восстановлении храма — составить план, разбить восстановление на этапы. Например, первый этап — ударная часть, вторая часть — центральная колокольня, купол, далее отделка, инженерные сети и так далее. Потому что если благотворителю предложить восстановить всё и сразу, то он испугается. Нужно просто ежегодно выполнять небольшой объем работы, собирать на это средства, договариваться со строителями, приобретать материалы и служить молебны.

— Когда ты приходишь к кому-то и просишь помощи, просишь строительный материал или выполнить какую-то работу, ты вступает во взаимодействие, в добрые отношения с человеком. И со временем этот человек может позвонить и узнать, как у вас дела, помолиться за вас или попросить вас помолиться за него. И в этот момент ты начинаешь с этим человеком вместе молиться, начинаешь говорить о Боге, рассказываешь о святых, предлагаешь совершить паломничество. И этот человек из друга храма становится братом, тем человеком, с которым ты начинаешь причащаться из одной чаши, — отметил священник.

— Мы называем людей, которые вместе с нами не причащаются, но трудятся и помогают, друзьями храма. Благодаря восстановлению храма, появляются друзья, это могут быть незнакомые люди, но со временем они могут стать нашими братьями благодаря строительным работам, благодаря восстановлению стен храма восстанавливается община, — уверен батюшка.

Во второй части онлайн-беседы батюшку спросили, что не нужно делать при восстановлении старинного храма? Отец Максим считает, что не нужно его восстанавливать прежде, чем специалисты проведут оценку, изучат его. К старинному храму нужно относиться очень бережно, он может находится в таком состоянии, когда восстанавливать нельзя, может быть, необходимо будет выполнить какие-то работы по укреплению арок, утеплению фундамента, а потом уже начать храм восстанавливать.

Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в официальной группе Екатеринбургской епархии в социальной сети «ВКонтакте».

Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн. В проекте уже приняли участие:

— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;

— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;

— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;

— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;

— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;

— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;

— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;

— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;

— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;

— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;

— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;

— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;

— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;

— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;

— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;\

— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;

— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;

— иерей Илия Алксандров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».

Действующие лица