19 марта 2021 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений в Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре совершил Литургию Преждеосвященных Даров — вторую в начавшемся Великом посте.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики Ново-Тихвинской обители.
Митрополит Евгений обратился к молящимся с архипастырским словом и напомнил, что сегодня Церковь в утешение христианам дает возможность прикоснуться к благодати святого великомученика Феодора Тирона, который пострадал в начале IV века, «поскольку неразрывная связь с того времени по сей день сохраняется между святым великомучеником и Христовой Церковью». Так же, как Господь утешил Феодора Тирона, так же Господь заботится и о Своей Церкви, и о нас с вами. И сегодня столько же волнений, которые могут осквернить нас так же, как хотели осквернить Великий пост во времена заступничества великомученика Феодора Тирона.
— Когда мы слышим повествование о заботе Христа через святых угодников о Своей Церкви, мы утешаемся тем, что Господь заботится, предупреждает, вразумляет Церковь и через нее вразумляет и нас. Господь не оставит свою Церковь. Он даст нам знак. Через кого? Через святого великомученика Феодора или Георгия, или Веру, Надежду и Любовь. У Бога много посланников, которых Он может послать для того, чтобы вразумить или остановить нас. И когда будет в этом нужда наполнить нас той благодатью, которой исполнен святой великомученик Феодор, и если мы будем стараться слушать и слышать, не обольщаться, но слышать голос Матери нашей Церкви, то Господь оградит нас от падений греховных. Важно не выйти, не потеряться, не вывалиться из церковного корабля, но в нем сохраняться, тогда Господь будет заботиться о верных чадах своих, — сказал правящий архиерей.
В завершение богослужения после заамвонной молитвы был прочитан канон святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После чего в воспоминание чуда святого великомученика Феодора Тирона, память которого совершается в первую субботу Великого поста, было освящено коливо (кутия, поминальная пища). Владыка Евгений благословил коливо для раздачи верующим.
Напомним, в начале четвертого века по Рождеству Христову император Юлиан Отступник (361 — 363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор Тирон, мученически окончивший свою жизнь за исповедание веры Христовой за 50 лет до этих событий, явился во сне архиепископу Евдоксию и повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели только вареную пшеницу с медом — коливо. В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование святому великомученику Феодору Тирону в субботу первой недели Великого поста.
Добавим, что под названием Литургии Преждеосвященных Даров разумеется литургия, на которой верующим предлагаются Святые Дары, освященные прежде на предшествовавшей полной литургии и сохранявшиеся на святом Престоле в дарохранительнице. Эта литургия, как показывает само ее название, отличается от литургии святого Иоанна Златоуста и литургии святого Василия Великого именно тем, что на ней не бывает приношения и освящения Святых Даров.
Литургия Преждеосвященных Даров совершается по преимуществу по средам и пятницам Святой Четыредесятницы, сообразно со священными воспоминаниями в эти дни, которые специально назначены Церковью для поста и молитвы, а также в четверг пятой седмицы Святой Четыредесятницы и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.
С древних времен православные христиане, с особым благоговением почитая святую Четыредесятницу как время поста и покаяния, не совершали священнодействия полной литургии во все дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, а совершали Литургию Преждеосвященных Даров. Причиною первоначального установления совершать Литургию Преждеосвященных Даров во дни святой Четыредесятницы было то, что эти дни назначены для сетования, воздержания и покаяния, а потому совершение в это время полной литургии – торжественнейшего и радостнейшего богослужения – несовместимо со строгостью поста. Но поскольку Божественные Тело и Кровь Христовы составляют насущный хлеб для души христианина, Церковь разрешает верующим причащение в дни святой Четыредесятницы. Отметим, что по сложившейся в Русской Православной Церкви традиции, за Преждеосвященной причащаются те, кто может принять Частицу. То есть младенцев, которые причащаются Кровью, за литургией Преждеосвященных Даров не причащают.