Возможно ли найти своё предназначение без Бога и как вера во Христа может помочь в поиске себя — на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил иерей Димитрий Задорин, настоятель храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы поселка Горный Щит.
Пастырь начал свою беседу с того, что современный человек хочет найти какой-то смысл и идею жизни. Очень часто люди под предназначением понимают гармонию существования, некую радость в своей жизни. Но эта секулярная (то есть свободная от церковного влияния; светская – приме. ред) позиция очень подвижная, потому что человек не может остановить ход своей жизни. Сначала он маленький, потом взрослеет и идёт в школу, поступает в ВУЗы, создаёт семью, устраивается на работу, потом наступает зрелость, а потом он становится пенсионером. И на каждом историческом этапе жизни человек пытается решить проблему своего предназначения: правильно ли я выбрал педагогов своим детям, правильно ли выбрал своего спутника жизни, работу и т.д. Человек постоянно находится в состоянии угадывания, и каждый возрастной этап заставляет его переосмыслять все свои решения.
Верующие христиане знают, что Бог сотворил человека свободным, чтобы человек свободно выбирал Бога, жил с Ним, и эта жизнь продолжалась в раю. Но когда человек подходит к своему последнему этапу жизни — смерти — ему бывает очень сложно оценить свою жизнь. Когда человек задумывается, что такое смерть, чем он будет заниматься после смерти, какие будут планы и цели, что будет приносить ему радость? Когда он задает такие вопросы, то вся его человеческая жизнь обесценивается, «словно лангольеры из книги Стивена Кинга съели пространство», и всё ушло в небытие. И вот тогда религиозному человеку открывается тайна призвания.
Священник подчеркнул, что Бог не мог сотворить что-то бессмысленное и бесцельное. Жизнь человека — это определенный путь, цель которого встреча с важным смыслом жизни, которая во всей своей полноте раскрывается именно в смерти. В религиозном понимании предназначение это то, что наполняет саму смерть жизнью. Сам Бог является той целью, которую человек должен достичь, не самому стать Богом, но встретиться с Ним и жить с Богом. Предназначение — это не выбор какой-то профессии, социального статуса. Нерелигиозному человеку такое утверждение может показаться не совсем верным.
— И какую бы профессию я ни выбрал на жизненном пути, я знаю, что мне нужно жить по заповедям, и мне нужно будет в итоге встретиться с Богом. И встреча эта может совершиться независимо от профессии и человеческого коллектива. Цель христианина — встреча с Господом, — отметил отец Димитрий.
В Ветхом Завете затрагивается тема предназначения на примерах пророка Моисея, пророка Исайи, пророка Иезекииля, пророка Иеремии. Все они услышали волю Божию и приняли ее. Это было их предназначением. У Иисуса Христа было много учеников, Он избрал 12 апостолов, среди которых был апостол Павел. Он был ревностным иудеем, гнал последователей, а позже откликнулся на призыв Божий, после чего стал говорить, что человек должен вместе с Богом жить радостную и счастливую жизнь, свободную от всякого рода зла. В Библии говорится о сорока Севастийских мучениках — воинах-христианах, принявших мученическую смерть на озере за веру во Христа. Они отказались от социальной жизни, заработка, семьи, чтобы пережить своё предназначение, которое наполняет человека настолько, что сама смерть становится жизнью. То же самое можно сказать о блаженной Ксении Петербургской и других святых. Они отказались от счастливой семьи, от воспитания детей, от приобретения богатства ради своего предназначения. Светский человек может сказать, что они умирали ни за что, могли бы отречься от Христа, снять свои священнические одежды и стать атеистами. Есть множество святых, которые имели семью, детей, например, святые преподобные Кирилл и Мария Радонежские. Не обязательно отрекаться от семьи, чтобы исполнить своё предназначение, уверен батюшка. Современный человек не понимает, что предназначение христианина не заключается в социализации, хотя она важна.
— Предназначение — это нечто такое, что человека заставляет задуматься о жизни, — отметил иерей Димитрий Задорин. — Верующие христиане понимают, что без воли Божией на такие вопросы не ответить, они появляются тогда, когда Божье дыхание совсем рядом с нами. Христианин постоянно ждет встречи с Господом, которая может наступить в любой момент. Ведь на примерах из Библии мы видим, что каждый человек был призван по-разному, для разных целей, в разное время.
Один из слушателей онлайн-эфира заметил, что проблема предназначения появилась недавно. Священнослужитель с этим согласился. Человеческое общество стало серьёзно относиться к смыслу жизни, поиску своего предназначения с момента развития технического прогресса, отметил священнослужитель. Не зря появилось философское направление «экзистенциализм», когда человек ужаснулся осознанием того, что стал просто функцией. И вопрос: «Зачем я живу?» настиг человека в конце XIX — начале XX века, когда люди массово стали размышлять на эту тему. Это совпало со временем борьбы с религией, и тогда человек стал сам пытаться найти смысл жизни.
Человеку нужно постараться найти своё служение, это может быть служение в храме, помощь людям и т.д. Нужно ответить на вопрос, помогает ли это тебе прийти к Богу, наполнить свою жизнь радостью и счастьем. Задавая себе эти вопросы, можно услышать призыв Божий. Не всегда человек в служении Богу испытывает только положительные эмоции: он может не только радоваться, но и печалиться, уставать, совершать ошибки — всё это присутствует в предназначении.
Один из слушателей написал, что, имея три образования, в том числе теологическое, он блуждает и не может понять, что делать. Батюшка говорит, что не нужно боятся такого вакуума образования, нужно его преодолевать, быть может, в этом и заключается призыв Божий.
— Начни помогать людям, священнику в храме, твоей целью должна быть любовь, но не просто как переживание эмоций, а любовь деятельная, — ответил отец Димитрий.
Также слушатели задали вопрос, как услышать волю Божию в молитвах? Она может раскрываться через церковь, ближних, через человека, который идёт по улице рядом с тобой, даже через нерелигиозные фильмы, ответил священник. И привел пример из фильма: человек хочет броситься с моста, но рядом оказывается другой и помогает ему. Разве это не воля Божия? – спросил пастырь?
Предназначение всегда связано с помощью людям, причем не обязательно какой-то группе, бывает достаточно помочь одному. Может возникнуть вопрос о тех людях, что разорвали социальные связи и ушли в пустыню, дикие леса. Как они должны исполнить предназначение, если рядом нет никого? Но рано или поздно всё равно появляется человек и по отношению к нему можно будет послужить.
— Мария Египетская, выйдя из социума и неся покаяние длительное время в пустыне, под конец жизни встретила иеромонаха Зосиму и от него приняла Святые Дары, одежду, рассказала о своей жизни. Даже в жизни монахов появляется человек, ради которого тот существовал и ждал реализации своего предназначения, — ответил батюшка.
Если человек сделал зло, совершил грех, как быть? На примере Марии Египетской можно сказать, что у человека есть возможность покаяться. И это возвращение к Богу показывает, что человек зло может преобразовать внутри самого себя. Выбор определяет судьбу человека, мы Богом предизбраны для вечной блаженной жизни. Каждый из нас сам волен выбирать, что будет для нас в приоритете: семья, храм или община. Главное помнить, что человек не разрушается в храме.
— Если я вдруг понял, что ошибся, то через покаяние я могу изменить своё решение и сделать выбор в пользу вечной радости блаженной жизни, — напомнил иерей.
В беседе с батюшкой слушатели затронули тему психологии, которая сегодня пытается объяснить человеку, зачем жить. Но батюшка уверен, что она не показывает предназначение. В большей степени, по словам отца Димитрия, психология пытается обезболить переживания человека: увольнение, низкую зарплату, разлад в семье. Чтобы решить эти проблемы, человек приходит к психологу. Это помогает вернуть некоторую радость здесь и сейчас. Но вопрос смысла жизни остается за пределами психологии, и только в Библии мы можем встретиться с ответом на него: что мне нужно, куда идти, в каком направлении двигаться, чем закончится моя жизнь. Религия и психология не исключают друг друга, как это было в XIX — XX веках. Мы видим, что они по-разному помогают человеку, поддерживают его.
Один из вопросов слушателей касался актуальной проблемы современных родителей: как помочь подростку выбрать правильное направление в жизни, если он ничем не интересуется, кроме компьютерных игр? Как ответил батюшка, раньше дети играли большими компаниями в футбол, баскетбол, в солдатиков, и точно также родители говорили, что нужно учить уроки, а не играть. Взрослым нужно иметь терпение, ведь ребенок — не взрослый, он не может мотивировано пойти учить английский язык, например.
— Очень важно разговаривать с ребенком, учить соблюдать баланс между учебой и играми, отвечать на вопросы, в этом заключается наша родительская миссия, — подчеркнул батюшка.
Следующая встреча в рамках проекта «Онлайн с уральским батюшкой» пройдет в ближайшую пятницу 12 февраля. Гостем интернет-эфира станет иерей Иоанн Парамонов, настоятель прихода во имя святого страстотерпца врача Евгения Боткина в Первоуральске, заведующий кафедрой теологии Миссионерского института Екатеринбургской епархии. Тема встречи: «Стяжи дух мирен. Возможно ли это сегодня?»
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в официальной группе Екатеринбургской епархии в социальной сети «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн. В проекте уже приняли участие настоятель екатеринбургского храма Иннокентия Московского иерей Илия Александров; настоятель Казанского храма в Екатеринбурге иерей Алексий Русин; руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом микрорайоне уральской столицы иерей Даниил Рябинин; руководитель отела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, клирик храма Вознесения Господня в Екатеринбурге иерей Андрей Щукин; руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными и исправительными учреждениями Екатеринбургской епархии, настоятель прихода в честь Владимирской иконы Божьей Матери на Семи Ключах протоиерей Андрей Канев; кандидат богословия, кандидат исторических наук, доцент кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин Екатеринбургской духовной семинарии священник Польской Православной Церкви иерей Иоанн Никулин; наместник Свято-Косминской пустыни игумен Петр (Мажетов); организаторы и ведущие проекта «Супружеские встречи» в Екатеринбурге иерей Димитрий Ваулин и его супруга Ирина; протоиерей Алексий Яковлев, настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца на Синих Камнях; благочинный Рождественского округа храмов Екатеринбурга, настоятель храма в честь Рождества Христова на Уралмаше иерей Андрей Юганец, а также благочинный Арамильского церковного округа, настоятель храма во имя Святой Троицы города Арамиля иерей Игорь Константинов.
Смотрите также: