Как отмечают Рождество Христово в Польше и какие традиции празднования существуют в этой стране — на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил иерей Иоанн Никулин, кандидат богословия, кандидат исторических наук, доцент кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин Екатеринбургской духовной семинарии. Решением Священного Синода от 25 августа 2020 года батюшка переведён в юрисдикцию Польской Православной Церкви, что обусловлено семейными обстоятельствами. Переехав в Польшу, отец Иоанн продолжает преподавать в ЕДС, вести научные проекты и редактировать «Вестник семинарии».
Отец Иоанн проживает со своей семьей в Польше, в городе Белостоке, и в прямом эфире рассказал слушателям о традициях празднования Рождества Христова в этой стране. Всем известно, что Польша — католическая страна, и большинство населения — традиционные католики, православие – «религия меньшинства», но при этом на территории страны проживает около 500 тысяч православных и располагается примерно 500 храмов.
Как и в любой стране, тут существуют свои традиции в светлый праздник. Надо отметить, что многие главные вещи, характерные для праздника Рождества Христова, приняты и в России. Не секрет, что все новогодние традиции в России взяты из праздника Рождества Христова. Что до Польши, то здесь практически не празднуется новый год, считающийся скорее молодежным праздником.
Главный атрибут Рождества — ёлка. Еще в России 100 лет назад она не имела никакого отношения к Новому году, лишь в 30-е годы рождественскую ёлку сделали новогодней. В Польше, как и в России, стараются покупать и украшать ёлки, но только на Рождество Христово. В Сочельник вечером или утром праздника под рождественским деревом каждый находит для себя подарок. На Новый год в Польше никто их не дарит друг другу.
Помимо ёлок существуют разные семейные традиции, связанные с приготовлением к светлому празднику. Например, часто под скатерть стола в Польше подкладывают солому, которая символизирует ясли, в которых родился Христос. А одно из мест за трапезным столом вечером в сочельник остается пустым. Там есть приборы и тарелки, но никто не садится туда, оставляя его путнику, который мог случайно постучать в дверь, чтобы его накормили, или в воспоминание о тех, кто перешел в вечность в этом году.
Отец Иоанн Никулин живёт в восточной части Польши, где сильны народные традиции. Главное действо праздника Рождества — Сочельник. Рождество и в России еще до революции начинали праздновать с вечера.
— Здесь тоже существует традиция не вкушать пищу до первой звезды в Сочельник, но именно трапеза Сочельника является семейной, домашней, сокровенной, — объясняет батюшка. — Дома собираются самые близкие, в городе устраивают благотворительные акции для тех, кто ведет асоциальный образ жизни или у кого нет семьи. В Сочельник устраивается постная трапеза, например, для семьи моей супруги обязательно на столе должен быть суп из белых грибов. Традиционно присутствует рыба, компот из сухофруктов, видимо, когда-то давно это было особым лакомством, которого ждали дети.
Постная трапеза начинается в 5-6 часов вечера с разламывания просфоры из храма с утренней службы Сочельника, литургии Василия Великого. Затем совершается поход в храм, ночное богослужение. Еще с дореволюционных времен сложилась традиция совершать богослужение в 2 часа ночи, здесь, в основном, были сельские приходы, и людям было привычно вставать ночью. Очень много и католиков, и православных посещают в ночь Рождества Христова храм, для людей это большой праздник, который встречают в храме и широко празднуют у себя дома.
Затем верующие идут домой, утром наступает Рождество, и за столом уже непостная трапеза. Здесь не принято встречаться в Рождество со знакомыми или коллегами по работе. Рождество — семейный праздник, и даже в этот день не звонят кому-либо и поздравить, это делают в Сочельник.
Как и в России, в Польше широко отмечается праздник Крещения Господня, совершается великое освящение воды. Здесь сохранилась традиция окропления жилищ прихожан. В каждом доме батюшка совершает небольшой молебен с молитвой о живущих в этом доме. В это же время совершаются пожертвования прихожан на приход, это традиция.
Светлой рождественской традицией в Польше остаётся колядование. Детский хор на приходе берет список прихожан, и ребята ходят по всем квартирам и поют колядки. Детей всегда живо приветствуют, одаривают шоколадными конфетами, часто дают деньги. Колядки поют и взрослые. Христославы часто делают огромные вращающиеся звезды, с которыми и посещают прихожан. Батюшка говорит, что в сельской местности на Рождество можно увидеть процессию, которая идет от дома к дому с пением, с огромной звездой невероятных размеров, до 1 метра в диаметре. Выглядит это поистине сказочно.
— Традиционно у нас в городе проходит большой концерт рождественских колядок, его организовывает Белостокская епархия, участие принимают все приходские хоры города. Под моей квартирой находится приходское помещение, где происходят спевки. И с начала декабря слышны пения колядок, которые разучивают дети и взрослые. В этом году из-за пандемии концерта не будет. Но местные власти пошли на встречу православным, и по телевидению будут показывать видео выступлений хоров. В Польше развиты взаимоотношения Церкви и телевидения. Когда началась пандемия, по местному и центральным каналам транслировали православные литургии, выпускали передачи, в которых рассказывали о событиях истории Польской Церкви, — рассказал слушателям батюшка.
По словам отца Иоанна, в Польше до XVI века практически не было религиозной литературы на польском языке, Священное Писание, богослужение — всё было на латыни. И народ придумывал внелитургические длинные песни народного содержания. Люди очень любят петь их во время паломничества, когда едут в автобусе, во время крестных ходов. Такие песни посвящены не только разным покаянным мотивам и праздникам, но и святым, много песен посвящено Рождению Христа. Если включить телевидение в католическое Рождество, то с удивлением можно увидеть, что развлекательных передач нет, по всем каналам будут петь колядки. Так бы происходило и в православное Рождество, но в Польше нет православного канала. Зато здесь особенно популярен православный телеканал «Союз».
— Здесь популярен канал «Союз», который вещает из Екатеринбурга. Теперь наш город ассоциируется не только с местом, где убили Царскую семью, но и с местом, откуда вещает канал «Союз». Практически все православные поляки если не говорят по-русски, то понимают или стремятся его понять, и все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург, — поведал батюшка.
В православном Белостоке многие понимают русский, часто на исповеди люди говорят на русском или на белорусском. Даже записки в храмах обычно написаны кириллицей. В целом, к православному русскому священнику относятся хорошо. Иногда люди подходят к батюшке на улице и бравируют своим знанием русского, говорят, что были в России.
— Конечно, существует большое непринятие всего коммунистическо-советского, для них это больная тема, как и для нас. Потому что и мы, православные, сильно пострадали в советскую эпоху, — отметил батюшка. — Но вместе с этим в Польше чтут память воинов, которые погибли во времена Второй мировой войны, практически на всех кладбищах всегда прибрано.
Вообще в Польше развита память о усопших, сохранились и потрясающие сельские кладбища со старинными памятниками конца XIX — начала XX начала века, что не обычно для городов России. В Польше, по словам батюшки, принято посещать могилы не только в родительские дни, но и в дни памяти, годовщины, принято зажигать свечи.
Отвечая на вопрос, существует ли в Польше династия духовенства, батюшка отметил, что эта традиция осталась с дореволюционных времен, когда дети священников тоже становились священниками. Но в отличие от той эпохи, когда дворянину или крестьянину со стороны было трудно им стать, в XX веке всё изменилось. Батюшка знает много детей духовенства, которые ходят в храм, поддерживают Православную Церковь, но не являются священниками, работают на обычной работе, ведут жизнь православного христианина.
— У настоятеля моего прихода трое сыновей, два сына стали известными священниками, а один стал довольно известным учителем математики, хотя регулярно ходит в храм. Есть здравый баланс, который позволяет передавать традиции от отца к сыну, и с другой стороны не замыкать духовное сословие, позволяет прийти к нему любому человеку и открывает путь человеку, который хочет служить в Церкви, — подметил батюшка.
Слушателей онлайн-встречи интересовало, почитаются ли поляками новомученики XX столетия? Батюшка ответил, что между Первой и Второй мировыми войнами были гонения на православных со стороны государственных властей, здесь был авторитарный режим, также разрушали храмы. Особо сильными были гонения в 1937-1939 годы. Есть целый сонм новомучеников, в основном это священники, пострадавшие в этот период, они канонизированы. Эти святые почитаются, существуют и храмы, и иконы, и праздники в их честь. После войны существовали банды, которые сопротивлялись коммунистическому правительству Польши, и они считали православных своими врагами и стремились их уничтожать. Так в село Залешаны после Второй мировой пришла банда, заперла в одном из домов людей и подожгла дом. Некоторые жители села погибли, часть из них канонизированы, сейчас в этом селении есть небольшой женский монастырь в честь святой великомученицы Екатерины, строящийся в память о мучениках этой земли.
Есть и мученики, пострадавшие от австрийских властей, например, священномученик Максим Горлицкий, молодой священник, который начал огромную работу по возвращению униатов в Православную Церковь. Его много раз австрийское правительство пыталось арестовать, посадить в тюрьму. Он участвовал в знаменитом Львовском процессе, за него ходатайствовал сам император Николай Александрович, но с началом Первой мировой войны его обвинили в шпионаже в пользу России и заключили в тюрьму. И почти сразу на глазах родственников, беременной жены и прихожан он был расстрелян без суда и следствия. Множество православных было согнано в лагеря, которые были организованы австро-венгерским правительством, потому что боялись симпатии православных людей к России.
— Не смотря на то, что в Польше была советская власть, в некоторых школах изучался Закон Божий, — отметил отец Иоанн. — У моего тестя сохранился документ об окончании школы, где есть и Закон Божий и свой язык, скорей всего белорусский. Здесь национальности живут свободно, на границе с Литвой есть школы, где учат литовский язык, у нас есть школы с изучением белорусского языка. С 1991 года в Польше Закон Божий во всех школах является обязательной дисциплиной.
Говоря о многоконфессиональности, стоит заметить, что в Польше живут и традиционные мусульмане. Недалеко от Белостока в XVII веке была территория Великого княжества Литовского, и литовским государям поступили на службу воины-аристократы из Золотой Орды и Крымского ханства. Они обосновались здесь. Сохранились их традиционные деревни, мечеть XVIII века. Мусульман немного, и они дополняют религиозный колорит.
Такой колорит создают и старообрядцы, проживающие на севере от Белостока. Раньше эта территория принадлежала Восточной Пруссии, куда в XVIII веке старообрядцы прибыли, спасаясь от гонений. Сегодня это в основном беспоповцы-филипповцы, у которых есть свои традиции. Такие анклавы, традиционные культуры разных народов светские власти стремятся сохранять и поддерживать. Хотя, как заметил батюшка, в современном мире традиционность, к сожалению, угасает.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в официальной группе Екатеринбургской епархии в социальной сети «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн. В проекте уже приняли участие настоятель екатеринбургского храма Иннокентия Московского иерей Илия Александров; настоятель Казанского храма в Екатеринбурге иерей Алексий Русин; руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом микрорайоне уральской столицы иерей Даниил Рябинин; руководитель отела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, клирик храма Вознесения Господня в Екатеринбурге иерей Андрей Щукин; руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными и исправительными учреждениями Екатеринбургской епархии, настоятель прихода в честь Владимирской иконы Божьей Матери на Семи Ключах протоиерей Андрей Канев.
Смотрите также: