О празднике Успения, почитании Богородицы и о Церковном единстве рассказал в своем очередном наставлении иерей Даниил Рябинин, руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.
— Сегодняшний двунадесятый праздник завершает круг двунадесятых праздников Церковного года. Примечательно, что первым двунадесятым праздником в новом году будет праздник Рождества Богородицы. Так Церковь начинает год с воспевания имени Богоматери и завершает его, чтя Ее пречистую память в Успенском торжестве.
Само это событие относится примерно к 57 году от Рождества Христова, когда Самой Приснодеве Марии уже исполнилось 72 года. Став Вместилищем Невместимого, нося в Себе Того, Кто носит созданный Им мир, Богородица все оставшиеся после Вознесения Спасителя годы с апостольской ревностью утверждала Церковь в вере и любви Христовой.
Проповедуя Сама, Она в то же время была живой проповедью и стала и Той, к Которой собирался весь тогда еще не столь многочисленный христианский мир, чтобы почтить Ее – «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим».
И вот на исходе ее трудов тот же архангел Гавриил, с вести которого началась «главизна нашего спасения», возвещает заранее Богородице время, когда Ей предстоит пересечь сень смертную для водворения у Своего Божественного Сына и Господа Иисуса Христа в Царстве Небесном. С этого времени Мария начинает готовиться к этому дню; готовились и все мы, неся, как и Она труды поста, названного по имени события и праздника.
В тот год и в тот день Успение Пресвятой Богородицы стало поистине соборным событием всей Церкви, ибо чудесным образом Господь собрал всех апостолов проститься и участвовать в погребении Своей Матери. Это лишний раз показывает, что каким бы ни было чудесное событие вмешательства Божественной благодати в естественных ход вещей этого мира, ценность оно имеет лишь в Церковном единстве, а не за его пределами.
Апостолы, даже имевшие претензии друг ко другу, как Павел к Петру, упрекавший его в лицемерии, или Петр к Павлу, отмечавший, что в его посланиях есть нечто неудобовразумительное, не избегали, тем не менее, общения друг с другом, не переставали поминать друг друга, не уклонялись от участия в общих торжествах и никогда не разделяли Хитон Христов, потому и были одной торжествующей и единой Церковью во главе со Христом и Ходатаицей за всех Пресвятой Богородицей.
Прибыв на Успение Богоматери со своими учениками и преемниками, свято блюли правило, сформулированное апостолом Павлом, что без всякого прекословия меньший благословляется большим, от того в церковном устройстве и присутствует всегда порядок и взаимное уважение.
Погребение Пречистого Тела Божьей Матери, после великолепной и величественной встречи ее Души Самим Спасителем с сонмом ангелов, стало грандиозным христианским празднованием всего Иерусалима, несмотря на зависть и ненависть тех, кто еще помнил и даже участвовал в Распятии Ее Сына. Гроб с телом Пресвятой Богородицы был погребен в усыпальнице, где покоились Иаоким и Анна, а также Иосиф Обручник. Но Промыслом Божиим, через апостола Фому, не прибывшего вовремя на эти события и горько плакавшему, что не простился с Марией, всей Церкви было явлено чудо вознесения Ее Пречистого Тела на Небо, ибо на третий день после погребения оно не было обнаружено в гробнице.
С этих дней в Божественной литургии звучат слова по завершении Евхаристического канона: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Как выражение убежденности и веры в то, что Матерь Божия, во исполнения Ее Собственного обещания не оставлять Христову Церковь, всегда простирает над ней Свой Покров и помощь.
Потому Успенские торжества ныне должны нам всем напомнить, дорогие братья и сестры, что тот, кто нуждается в помощи Матери Божией, никогда не покинет по собственной воле церковных пределов. Не станет ссылаться на «свои» чудеса и «свою» харизму, полученную будто бы от Христа, но независимо от Апостольской Церкви. Можно сколько угодно фантазировать о своем христианстве, своих добродетелях и праведности, своей правде и справедливости, но вне церковного общения, вне Чаши Евхаристии на Божественной литургии, где священник любого прихода молясь Христу Богу и Его Матери, молитвенно поминает своих Предстоятелей Патриарха и архиерея, имея через это поминовение законную духовную связь послушания и единения, заповеданную апостолами, фантазии так и останутся фантазиями, какими бы логичными и объективными они не казались.
С праздником, дорогие братья и сестры! С окончанием поста! Возгласим эти вечные слова: Пресвятая Богородица помогай нам!