Сегодня, 14 мая 2020 года, совершается память архиепископа Климента (Перестюка). Владыка Климент, возглавлявший Свердловскую и Курганскую кафедру в период с 1966 по 1979 годы, похоронен в крипте Иоанно-Предтеченского собора города Екатеринбурга. Сегодня, в 34-ую годовщину со дня его кончины, была совершена панихида по приснопоминаемому владыке Клименту.
В год 135-летия Екатеринбургской епархии продолжаем публикацию материалов об ее истории и людях. Предлагаем ознакомиться с биографией архиепископа Свердловского и Курганского Климента на основании статьи священника Валерия Лавринова, опубликованной в «Православной газете» 14 мая 1996 года.
«Владыка Климент (в миру Андрей Адамович Перестюк) родился 15 октября 1904 года в семье крестьянина в селе Астраханка Приморского края. Семнадцатым и последним родился он в семье бедных переселенцев из Киевской губернии на Дальний Восток. Его благочестивые родители в первые годы своей супружеской жизни часто посещали Киево-Печерскую Лавру, скорбя о своих рано умиравших детях. Там, в древней обители, они дали обещание Богу, что одного из своих детей посвятят Ему на служение. Из оставшихся в живых семи детей Андрей рос самым хилым и болезненным, но Господь продлил его жизнь до преклонного возраста, определив ему быть епископом своей Церкви. Позже он так вспоминал о своем детстве: «С каким-то особенным чувством душевного умиления вспоминаю я свои юные детские годы, когда мы, маленькие дети, каждое утро в простой деревенской избе становились перед старинными образами босыми ногами на земляном полу, сложив руки на груди, и своими слабыми детскими голосами повторяли слова молитвы за своей благочестивой матерью».
Благодаря занятиям в церковно-приходском училище Андрей в свои 10 лет уже свободно читал Псалтирь и акафисты. По окончании училища в 1916 году он принял решение посвятить себя Господу и в следующем году становится послушником уссурийского Троицко-Николаевского монастыря. Знаменательно, что сей монастырь славится строгим общежительным уставом по чину Валаамского монастыря. К чести его родителей можно добавить, что две его сестры впоследствии служили Богу — одна Евфросиния была инокиней, другая Марфа — послушницей, и до смерти жили с владыкой. Девятилетнее пребывание в монастыре в качестве послушника только утвердило его желание принять монашество. После того, как осенью 1925 года безбожные власти закрыли монастырь, Андрей становится псаломщиком села Воздвиженского Владивостокской епархии, а с 1929 года по 1931 год служит иподиаконом у епископа Хабаровского Пантелеимона (Максунова) и псаломщиком кафедрального собора в Хабаровске.
19 декабря 1931 года епископом Камчатским Нестором (Анисимовым) впоследствии митрополитом Андрей Перестюк был пострижен в монашество с именем Климент, а 27 декабря того же года рукоположен в сан иеродиакона и назначен ризничим Скорбященской церкви Камчатского Подворья в Харбине. 25 мая 1933 года рукоположен в сан иеромонаха с назначением благочинным храма.
С 1937 года иеромонах Климент причислен к братии Казанско-Богородицкого монастыря Харбинской епархии. В 1934 году будущий владыка с отличием окончил Богословские курсы, а затем получил высшее образование, окончив Богословский факультет Института св. кн. Владимира в Харбине. С 1941 по 1945 год он состоит преподавателем в Харбинской духовной семинарии. Последующие 6 лет прошли в приходском служении игумена Климента. 4 марта 1951 года епископом Харбинским Никандром был награжден крестом с украшениями, а 26 октября того же года архиепископом Пекинским Виктором назначен настоятелем Казанско-Богородицкого монастыря в Харбине с возведением в сан архимандрита.
В сентябре 1955 года архимандрит Климент возвращается на родину и вскоре назначается ключарем кафедрального собора в Иркутске и правой рукой епископа Палладия, затем благочинным церквей Приморского округа. В церковных заботах быстро летело время. Впоследствии владыка вспоминал: «Я стал чувствовать, что время моего земного странствования приближается к закату. С возрастными немощами стали появляться мысли об уходе на покой. Среди таких размышлений совершенно неожиданно, как гром среди ясного неба, прозвучал для меня голос из Патриархии: «Постановлением Святейшего Патриарха Священного Синода Вам определено быть епископом Свердловским и Курганским».
Хиротония архимандрита Климента во епископа Свердловского и Курганского состоялась в воскресенье 23 октября 1966 года за Божественной литургией в Сергиевском Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры. Примечательно, что хиротонию совершали Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский), митрополит Крутицкий Пимен (Извеков) будущий Патриарх, архиепископ Таллинский Алексий (Редигер) будущий Патриарх.
Годы управления епархией епископом Климентом совпали с годами «застоя». Резко негативное отношение государства к Церкви породило множество самых разных проблем, свалившихся на голову правящего архиерея. Владыка был лишен возможности объезжать приходы, рукополагать и перемещать духовенство. Все церковные вопросы решались после согласования с уполномоченным Совета по делам религии. Но и в этих сложных условиях епископ показал себя неплохим организатором и богомудрым пастырем.
В 1976 году епископ Климент был назначен еще и временно управляющим Челябинской епархией. 23 октября 1976 года свердловская паства отмечала 10-летие епископского служения. Накануне владыка Климент отслужил уставное вечернее богослужение, а в день юбилея — Божественную литургию. За литургией рукоположил клирика Иоанно-Предтеченского кафедрального собора в городе Свердловске диакона Владислава Петкевича во пресвитера, иподиакона Иоанна Столповского — во диакона. После благодарственного молебна были возглашены уставные многолетия. От имени митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) Преосвященного Климента тепло приветствовал клирик Ленинградской епархии игумен Прокл (Хазов). От клира свердловского Иоанно-Предтеченского собора своего архипастыря сердечно поздравил настоятель протоиерей Константин Чичулин, от Челябинской епархии — секретарь Епархиального управления протодиакон Георгий Пешков, от клира и мирян приходов Свердловской и Курганской областей владыку поздравил его секретарь протодиакон Анатолий Головин. В ознаменование юбилея владыке был поднесен особо чтимый им образ Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». После прочтения приветственного адреса епископ Климент осенил клириков и мирян святой иконой Богоматери.
В сентябре 1977 года владыка был возведен в сан архиепископа. Бесконечные заботы по управлению клиром и паствой трех больших областей, постоянные одергивания со стороны уполномоченного по делам религии отразились на здоровье архипастыря. В 1979 году с ним случился инсульт и, как результат, парализация. Владыка в этом же году был вынужден уйти на покой. Вся уральская паства сопереживала своему горячо любимому отцу. Каждый прихожанин знал о тихом и кротком нраве своего архипастыря, о его долготерпении и благодушии. И каждый надеялся на скорое его выздоровление. Но Божий Промысел определил владыке почти 8 лет неподвижности. В эти годы болящего постоянно навещали свердловские архипастыри и клирики. Огромный труд по уходу несла простая русская женщина Мария Ивановна Булатова, все эти годы находящаяся рядом.
14 мая 1986 года 82-летний старец мирно отошел ко Господу. Отпевание его состоялось в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе при большом стечении народа. Службу возглавил архиепископ Свердловский Мелхиседек (Лебедев) в сослужении городского духовенства и прибывших из разных мест страны клириков других епархий. Погребение было совершено на Широкореченском кладбище.
В течение 9 лет шли и шли нескончаемым потоком верующие люди на поклонение останкам архиепископа Климента, пока нынешний (на момент публикации материала 14 мая 1996 года – прим. ред.) правящий епископ Никон не принял богомудрое решение о перезахоронении его останков в крипту Иоанно-Предтеченского кафедрального собора, где они находятся и по сей день.
И пусть каждый из нас, побывав под сводами этого храма, вознесет свою горячую молитву о упокоении души приснопоминаемого архиепископа Климента, и пусть каждый из нас не теряет надежды на то, что Господь по нашим молитвам упокоит его душу. Вечная память тебе, добрый наш Архипастырь».