В воскресной школе храма во имя святителя Стефана Великопермского города Екатеринбурга состоялся урок, посвященный 75-летию снятия блокады Ленинграда. Эту памятную дату наша страна отметила 27 января 2019 года. Ребята встретились с постоянной прихожанкой храма Валентиной Александровной Ромашевской, пережившей в детстве те суровые дни.
Валентина Александровна рассказала о своих детских воспоминаниях страшного и героического времени.
— С 8 сентября 1941года начались постоянные бомбежки города. Бомбили днём и ночью. Особенно любили фашисты ночные бомбардировки. Вымотанные днём налётом, люди хотели спать. Но ночью всё продолжалось вновь, – рассказала Валентина Александровна. – В бомбоубежище стояли. Было тесно, счастливчикам удавалось присесть. Спали стоя.
Блокадница рассказал, что ее папа и мама и мама каждый день уходили на работу. Затем подросли и пошли на завод старшие братья. Валентину Александровну — девочку Валю — и ее сестер оставляли с соседкой, девочкой чуть постарше возрастом. На улицу, как вспоминает прихожанка, они не выходили, так как это было очень опасно.
— Работающим давали пайку хлеба больше – 250 граммов, всем остальным –125 граммов. В самом начале бомбардировок были разгромлены продовольственные склады. Вот и ели только хлеб. Коммуникации были разрушены. За водой ходили на Неву. Порой человек наклонялся, чтобы зачерпнуть воды, а разогнуться сил уже не было – так и умирал. На Пискаревском кладбище хоронили в вырытые глубокие траншеи. Людей привозили завернутыми в простыню и бросали в ров, кто как упадет. За каждого покойника надо было отдать 100 граммов хлеба, – рассказала Валентина Александровна.
Но город не сдавался: работали предприятия, ходили трамваи.
— В антисанитарных условиях расплодились крысы. Они были везде: дома, на улицах, на заводах. Порой приходилось останавливать трамвай – шли вереницей крысы. Тогда на помощь Ленинграду сначала из Ярославля, а потом из Новосибирска пришли вагоны с котами. Люди шли к эшелону, покупали котика. Стоил он 500 рублей. Был котик в семье всеобщим любимцем, – вспоминает Валентина Александровна.
Когда через Ладогу открылась эвакуация, Валю с сестрами и мамой эвакуировали. К этому времени папа и братья умерли. Сначала, в какой бы город они не приехали, нигде не находилось работы для мамы. Наконец, они приехали в Свердловск. Мама устроилась работать на бетонный завод, потом перешла работать воспитателем в детский сад.
— А 27 января 1944 года блокада Ленинграда была полностью снята. Радости не было конца!
Валентина Александровна зачитала всем собравшимся слова президента США Рузвельта о подвиге жителей и защитников осаждённого города: «Защита города стала символом неустрашимого духа народов Советского Союза и всех стран, противостоящих агрессорам ».
«Как было с верой в осаждённом Ленинграде?» – спросили у Валентины Александровны ученики воскресной школы. Она ответила, что молились все. В это время стали открывать храмы. Новорожденных детей сразу крестили. А когда закончились бомбёжки, были открыты Исаакиевский и Казанский соборы.