В рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений 29 января в Белом зале Храма Христа Спасителя состоялась встреча председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия с руководителями и сотрудниками профильных епархиальных отделов. Такие встречи проводятся ежегодно, став традиционными, отметили в Синодальном отделе по религиозному образованию и катехизации.
В заседании принял участие председатель отдела Екатеринбургской епархии по религиозному образованию и катехизации иерей Андрей Щукин.
Участники совещания обсудили различные аспекты развития религиозного образования и катехизации в епархиях и митрополиях Русской Православной Церкви по основным направлениям деятельности. Среди них вопросы информационного обмена и коммуникации между Синодальным и епархиальными отделами, координации деятельности епархиальных отделов религиозного образования и катехизации (ЕОРОиК) в формате митрополий, поддержки православных образовательных организаций.
Митрополит Меркурий также обратил внимание руководителей ЕОРОиК и на проблемные темы религиозного образования. Так, касаясь содержательного наполнения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), глава Синодального отдела подчеркнул, что содержание его должно основываться на потребностях самих детей, на том, что в действительности их волнует, с какими вопросами они сталкиваются в каждом из возрастов:
— Мы должны помочь отвечать на вызовы, которые встают в том или ином возрасте перед ребёнком. Он приходит в школу практически не подготовленным. У него возникает комплекс проблем, на которые взрослые ему не отвечают, сверстники ответить не могут, потому что они такого же возраста как он. Ребёнок замыкается в себе или ищет ответы на эти вопросы и находит их на тех сайтах, на которые не надо заходить, и получает не ту информацию, которую нужно получать.
Мы же — православные педагоги — можем помочь детям раскрыть ответы на эти вопросы в церковной проблематике. И на примере нравственного учения Церкви мы можем рассказать детям о другой системе духовных координат жизни. И она будет не та, что представлена в интернете или даётся им на улице, — отметил глава Синодального отдела религиозного образования.
Одной из проблем преподавания основ православной культуры в школах, по словам митрополита Меркурия является то, что «зачастую люди, которые преподают этот курс, сами ничего в нем не понимают». Он также подчеркнул: «Если педагог не будет обладать высококвалифицированной и правильно выстроенной системой координат религиозных знаний, он никогда ничего не даст ребенку».
Этот же принцип подготовки педагогов в первую очередь относится к преподавателям воскресных школ.
— Наши педагоги даже в воскресных школах, которые преподают детям основы православной религии, зачастую в действительности имеют совершенно превратные представления о вероучении. И вот эти свои «знания» они доводят до учащихся… — сказал владыка.
Владыка митрополит коснулся и форм занятий с детьми:
— Если мы будем излагать религиозную систему для наших ребят «школьно», то кроме отторжения религии мы ничего не получим.
Глава Синодального отдела также отметил, что главная задача в работе с детьми и подростками — это «найти возможность доверительного диалога с ними, научить их думать, искать ответы не на поверхности, а попытаться докопаться до сути ответов на вопросы, которые у них возникают».
— Если нам это удастся — сделать людей думающими и духовно адекватными — это значит, что мы сделали самое большое, что можно сделать в светской школе — поставить человека на порог Церкви, — резюмировал митрополит Меркурий.
В ходе встречи глава ведомства и профильные специалисты Синодального отдела также ответили на вопросы представителей епархий.
В совещании принял участие епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусского экзархата.
Фото: pravobraz.ru