Об истории празднования Царских дней с 1989 года, об изменении в сознании в связи с почитанием Царской семьи и о единении народа во время крестного хода рассказал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл в беседе с корреспондентом федерального телеканала «Спас».
— Какова традиция отмечать Царские дни в Екатеринбурге, и, главное, как город меняется в это время?
— Любой гость, который приезжает в наш город, посещает Храм-на-Крови, Ганину Яму, и это тоже традиция.
Первое молитвенное стояние здесь было совершено 16 июля 1989 года. Собралось где-то 200-300 человек. И эти верующие люди были разогнаны ОМОНом, и было арестовано ровно 11 человек. И среди этих 11 человек как раз было двое несовершеннолетних. И это был такой повтор тех трагических событий, что сказать, что все это случайность, язык не поворачивается.
В 2002 году, когда пришел владыка Викентий на кафедру, это был уже массовый крестный ход. 2000 человек собралось на эту молитву, прошли крестным ходом по городу и дальше. И никаких дорог еще не было.
Но я застал уже, когда десятки тысяч сюда ходили крестным ходом. Поэтому, конечно, для нас это большая ответственность.
Царские дни для нас – это центральное событие года, если не считать, конечно, наших церковных праздников: Рождества, Пасхи Христовой, памяти святой великомученицы Екатерины или памяти праведного Симеона Верхотурского. Все то, что в городе проходит в Царские дни, в эти 10 дней, две недели — это концентрация всего того, что происходит в память о святых наших мучениках, наших страстотерпцах.
— Владыка, как вы думаете, почему все больше и больше людей присоединяются к шествию крестного хода и приезжают не только из городов России, но и из-за рубежа, и идут 20 километров? Это же 6 часов?
— 100-летие сегодняшнее, конечно, очень сильно, я думаю, повлияло на то, чтобы люди обращались к памяти святых Царственных страстотерпцев. Мы это замечали пять лет назад, когда совершали празднование 400-летия династии Романовых. И это тоже был самый такой всплеск интереса к Царской теме. Кроме того, думаю, что у людей возникает подлинный интерес к своей настоящей русской истории.
Поэтому, я думаю, что все это, вместе взятое, оно сегодня в какой-то мере несколько цементирует наше общество и наш церковный народ.
— Владыка, а как крестный ход может повлиять на каждого из его участника?
— Когда ты идешь этим крестным ходом – это невероятное чувство слитности, единения общества. Все молятся. Это очень трогательно. Это такой монолит, и ты понимаешь, что такое народ, что это не просто слово, не какое-то общее название, а тот момент, когда есть именно чувство единения. Оно бывает в какие-то критические моменты, особые моменты жизни. Вот это как раз и есть тот особый момент. Вы почувствуете это.