По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

27 февраля 2018

О прославлении Бога: миссионерский отдел продолжает серию Великопостных бесед

О правильном славлении и правильном веровании в Бога, о брачном союзе души и Творца рассуждает в очередном своем наставлении на Великий пост руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин. 

— В первое воскресение Великого Поста Церковь приглашает всех верующих замечательным праздником и великолепным богослужебным чином Торжества Православия, засвидетельствовать Богу, обществу и себе о своей любви и верности той любви и той верности, которыми одарил Господь все человечество.

В далекой молодости, когда отечественные сектанты еще плохо читали Библию, а мы, молодые православные христиане, удивлялись, как после лет государственного атеизма, когда повеял ветер духовной свободы, можно было выбрать вместо чистого воздуха православия некий религиозный суррогат, я часто слышал вопрос: где в Библии есть слово православие? Понятно, что вопрос с подвохом: мол, если нет в Священном Писании этого слова, то и православия никакого нет, с точки зрения Библейской достоверности (из цикла – чего не вижу, того и нет). И как же мы разочаровывали наших собеседников, когда приводили слова Царя Давида из 32 псалма: «Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить. Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири; пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием, ибо слово Господне право и все дела Его верны». Мы правые, потому мы и славословим! Все же ясно и понятно! Совершенно провокативный ответ, согласен, но именно он вызывает вопрос: «Почему это вы – правые?» – на который уже можно и поговорить не спеша и вдумчиво о Троице, о Церкви, о спасении и о человеке.

Суть внешнего выражения нашей веры – в нашем богослужении. Греческое слово «ортодоксия» можно перевести и как «правоверие». Какая там у человека «вера в душе» и в «интеллекте» — один Бог знает, но то, как ты Его прославляешь – видят все, и наш догмат не только выражается в славословных словах определений Вселенских соборов, но и проникает в ум и сердце участника богослужения. Это и служба прославления, и служба обучения, и служба педагогики в ее нравственном и культурном приложении.

Оттого так важно приносить свое тело в храм на службу, и на первых порах просто удерживать его силой воли в этом ограниченном пространстве с Чашей Христовой внутри совершаемого богослужения. Ведь человек – существо, как правило, разумное, и будет искать смысл в происходящем, учась и правильно молиться, и правильно верить. В нашей Церкви эти два понятия неотделимы друг от друга. Ведь опыт общения с Богом нам оставил Он Сам, через Своих учеников и апостолов, а те этот опыт литургически, в совершении Таинства Евхаристии засвидетельствовали в Церкви, отношения которой с Богом, в рамках Священного Писания, мыслились как отношения брачные. И этот же образ переносился на отношения души человека и Бога. В Церкви – семья большая: Божественный Жених и Верная Ему Невеста, и в индивидуальной жизни: таинственный брак души человека, ценность которой выше ценности всех сокровищ мира, и Возлюбленного ею Творца.

А в браке главные ценности – любовь, которую мы выражаем нашим славословием Богу, и верность – которые подтверждаться должны и правым словом и добрым делом. В этом, кстати, и суть нашего Торжества Православия.

Исторически праздник относится к 843 году – окончанию иконоборческих споров и провозглашению догматов VII Вселенского собора. Впоследствии чин естественно развивался и сегодня включает в себя фиксацию важнейших догматических определений, которые были даны нам в Откровении и удержаны Церковью любовью ко Христу и тщательным всматриванием в Священное Писание, а также, фиксацией того, что ряд неправых заблуждений не имеют отношения к Божественному Слову, а значит, и к православной жизни, и люди, которые их придерживаются, к сожалению, не имеют той брачной связи с Богом и Церковью, которая и является религиозным идеалом духовной и практической жизни.

Есть еще в Священном Писании у нас, христиан, то есть в Библии, такие слова Христа: «Прославляющего Меня – прославлю»! Приглашаю всех право-славить нашего Бога: Святую Троицу Отца, Сына и Святого Духа, в правоверии и личной верности, которая и подтверждает настоящую любовь.

Всем радостного поста и духовных приобретений!

 

Смотрите также:

Миссионерский отдел начинает серию Великопостных бесед

Действующие лица