По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

27 июля 2015

«Мы изо всех сил старались повторять слова молитвы: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!». Неправославные японцы прошли крестным ходом по Царскому пути

 

В феврале 2015 года в Японии  в провинции Сацума была создана организация СацуРо, что означает Сацума-Россия. Ее участники занимаются изучением, сохранением и распространением знаний об истории отношений между Японией и Россией, сохранением доброй памяти об Императоре Николае II, его встрече с правителем земель  Сацума князем Симадзу Тадаёси в 1891 году, организацией и поддержкой мероприятий, направленных на улучшение отношений между Японией и Россией. В июле 2015 года японская делегация прибыла в Екатеринбург, чтобы принять участие в Царских днях и тем самым почтить память святого страстотерпца Императора Николая II.

После Царского крестного хода японские гости дали интервью Телеканалу «Союз».

Господин Акахори Норио, президент организации «СацуРо»:

«В 1891 году по приглашению Императора Мейдзи Император Николай II приехал в Японию. Мы читали записи Николая II, пытаясь узнать его характер, каким он был. Нам это было интересно. И в его записях мы нашли упоминание о Сацума — месте, откуда мы приехали. 6 мая 1981 года Николай II на один день приехал в Кагосиму, и его приветствовал 29-ый предводитель клана – Симадзу Тадаёси. Это он сделал по приказу Императора. По записям было понятно, что делал Николай II в тот день. Император Николай записал в свой дневник, что его встретили очень тепло в Кагосиму, и он был этому очень рад. Хоть он был там всего лишь один день, после этого он поехал в Киото. Пока он был в пути, произошёл прискорбный случай. Как вы знаете, японский полицейский нанес будущему Российскому Императору  удар. Это был удар саблей по шее. И для нас это была большая беда», — говорит Акахори Норио.

Чтобы понять чувства современных японцев к этому происшествию 125-ти летней давности обратимся к истории. В конце апреля 1891 года цесаревич Николай прибыл в Японию. А 30 апреля вечером Министерство иностранных дел Российской империи получило от русского посланника телеграмму о покушении на жизнь наследника русского престола. Два часа спустя, в 22.30 МИД передал телеграмму в Гатчину — Александру III. «Киото, 29 апреля/11 мая 1891 г. Сегодня на улице, в г. Отсу, полицейский нижний чин бросился на цесаревича и ударил его саблей по голове. Рана до кости, но, по словам наших докторов, благодаря Богу, неопасна. Его Высочество весел и чувствует себя хорошо. Хочет продолжать путешествие, привел всех в восторг своим хладнокровием. Японцы в совершенном отчаянии. Князь Барятинский доносит подробно. Я выразил по телеграфу министру иностранных дел мое негодование».

Наследник ехал в ручной коляске, которую вез один возница, два других «толкача» подталкивали джинрикшу с обеих сторон сзади. Следом ехали принц Георг Греческий и другие лица свиты. Покушавшийся (Тсуда Санцо, или Сандзо) стоял в оцеплении, охраняя безопасность проезжавших. Когда коляска цесаревича поравнялась с ним, Тсуда Санцо выскочил из своего ряда и, обнажив саблю, нанес справа сзади (между джинрикшей и правым возницей) удар по голове цесаревича. Испытав силу первого удара и увидев, что полицейский намеревается нанести второй удар, Николай Александрович выскочил из коляски и побежал. Положение спас Георг Греческий, выскочивший из своей джинрикши и ударивший полицейского бамбуковой тростью. Возница наследника повалил покушавшегося, а возница принца Георга, схватив саблю, ударил его по шее и спине. Все это произошло за несколько секунд.

Придя в себя, будущий Государь Николай Второй попытался успокоить присутствовавших (прежде всего представителей микадо), заявив: «Это ничего, только бы японцы не подумали, что это происшествие может чем-либо изменить мои чувства к ним и признательность мою за их радушие!»

Господин Акахори Норио, президент организации «СацуРо»:

«Для нашего народа это был большой удар, потому что за 30 лет до этого происшествия в Намамуки была похожая история. Там была процессия и в ней шел англичанин, который создавал препятствия по ходу движения, а по японским законам того времени, это позволяла убить того, кто мешает. Его сначала попросили отойти, но этот англичанин совершенно не знал японского, поэтому не выполнил просьбу, и самураи его убили. Самураи тогда составляли все население провинции Сацума. Когда это случилось, правительство очень испугалось и приказало выдать самурая, который его убил. Но так как по японским законам самурай сделал все правильно, правительство в итоге решило, что вины в этом нет. Тогда армия Англии приехала в Сацуму и пыталась запугать местные власти, требуя выдать самурая, который это сделал. Япония этого не сделала, и английская армия разгромила наши корабли, утопила их, чем нанесла большой ущерб провинции.

В случае с цесаревичем Николаем II, который приехал по приглашению японского Императора, министерство по регулированию отношений Японии и России очень взволновалось, ведь человек, который совершил инцидент, официальный японский полицейский. Тут же вспомнилась история с англичанином. Япония была сильно обеспокоена, поскольку этот инцидент мог поставить точку в отношениях с Россией. Япония должна была ожидать в свой адрес либо требования компенсации, либо нападения России на Японию.  Поэтому японская Императорская семья, правительство и японский народ всерьёз переживали случившееся. Однако, в своих записях Николай II написал, что он не считает это большой проблемой для отношения двух государств. Он был очень добр по отношению к японцам, в отличие от других стран. 29-ый князь Сацума Симадзу Тадаёси узнал о том, что Николай II был ранен, и из Сацума поехал в Киото, чтобы навестить царевича. Симадзу Тадаёси поехал навестить царя в самурайском облачении.  До Киото расстояние примерно 750 км. В то время не было ни машин, ни самолетов, и за три дня он доехал Николая II. Цесаревич этому очень удивился. Николай Второй написал: «принц Симадзу Тадаёси — это единственный человек в Японии, которому можно доверять». Сегодня, изучая жизнь Николая Второго, мы рассказываем всем жителям провинции о его доброте.

Японские гости поделились и впечатлениями от Царского крестного хода, участие в котором жители страны восходящего солнца приняли впервые. 

Господин Акахори Норио, президент организации «СацуРо»

«Все мы понимаем, что чувствуют русские по отношению к царю Николаю.  Если бы нашего Императора так убили, это для нас была бы великая боль, как и для русских людей, убийство Царя Николая. Поэтому идя от Екатеринбурга до Ганиной ямы, мы изо всех сил пытались прочувствовать это. Конечно, идти было нелегко, но когда мы закончили свой путь, в душе воцарился покой, все мы были очень рады. Мы изо всех сил старались повторять слова молитвы, которую пели люди в крестном ходе. Хоть мы и не вполне понимали, что это значит, но все же пели торжественно, как гимн, и в конце пути запомнили наизусть: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!»