Святой пророк Илия, ревнуя о славе Истинного Бога, выступил на общественное служение грозным и смелым обличителем резко усилившегося идолопоклонства и нравственной распущенности. Он бесстрашно объявил царю: жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою. За твое нечестие пред Господом три года не будет в стране ни дождя, ни росы по молитве моей. Ахав не послушался пророческого гласа и не раскаялся. Тогда грозный приговор св. Илии был приведен в исполнение. Три с половиной года народ израильский страдал от зноя, засухи и голода.
К памяти святого пророка Илии русский православный народ всегда относился с большим благоговением. Он почитался славянами еще в дохристианскую эпоху нашей истории. Первый храм в Киеве еще при князе Игоре (945 г.) был посвящен святому пророку Илие. В Константинополе, где на службе у греческих императоров было много варягов-русов, также была устроена церковь во имя пророка Илии, которая предназначалась для крещения русских людей.
После крещения Руси в 988 году Илиинские храмы стали во множестве воздвигаться по всей стране. В лице святого пророка Илии верующий русский народ с древних времен почитает покровителя урожая, и потому с особым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день памяти его с молитвой о благословении нового богатого урожая. О глубине почитания праздника Илии свидетельствуют и рукописные церковные календари, в которых этот праздник называется «святое, огненное восхождение на небо пророка Илии». В день праздника совершаются крестные ходы и водоосвящение в тех местах, где находятся храмы во имя пророка.
В Екатеринбургской Епархии Илиинские храмы есть в Екатеринбурге (при Госпитале инвалидов войн на Широкой речке), п. Арти, с. Первомайское Нижнесергинского района. В этих общинах, отмечающих свои престольные праздники, богослужения пройдут особенно торжественно, а после службы еще и состоятся Крестные ходы.