По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

30 апреля 2014

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского КИРИЛЛА всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской Митрополии

«И друг друга обымем, рцем: братие!»

(Стихира Пасхи)

 

 

 

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

 

«Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Этот праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с Ангелами, и обложенные плотию, вкупе с безплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном»,  — говорит святитель  Иоанн Златоуст.

Каждый из нас знает об этом прекрасном свойстве Пасхи — дарить такую новизну жизни, такую надмирную радость, такое ликующее торжество, что удержать в груди весть о воскресении Христовом невозможно и мы не устаем свидетельствовать всему миру безусловную истинность того, что Христос воскресе! Эта радость так велика, что раздирает оковы человеческой эгоистичной ограниченности и дарует нам в свете воскресения Христова видеть друг друга любящим взором Господним, лицезреть единство всего человеческого рода, природное родство всех детей Адама. Особое чувство незыблемого единства в любви естественно видеть у тех, кто объединен еще и духовным братством в Новом Адаме — Христе. Такие законы дал нам Творец, так должно быть, таковы принципы жизни Церкви Христовой — этого единого, святого и соборного Тела Воскресшего Господа. О пасхальном даре единства и подлинного братства мы сегодня благодарим Господа, в воскресении Христовом черпаем силы для исполнения Его заповеди: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». (Евангелие от Иоанна 13:34) Но враг нашего спасения и похититель пасхального мира диавол, с силой кричащего от голода льва жаждет одного — нашего разделения и погибели. «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то…» (Евангелие от Марка 3:24). Его искушения сначала очень изысканы и духовны, они рядятся в одежду заботливости и правды, как это мы видели в истории грехопадения праматери Евы, но грех не долго остается проблемой лишь духовной жизни — моментально падение обретает свою форму в межличностных, семейных и общественных взаимоотношениях, а в итоге может определять принципы социальной и политической жизни даже целых народов. Начало Великого Поста, дорогой которого мы пришли к тайне пустого гроба и святыне Воскресения, было омрачено ужасающими событиями на земле нашей общей единой Святой Руси — брат пошел на брата, полилась кровь на необъявленной и бессмысленной войне. Это не столько несчастье и скорбь, сколько настоящий позор христианскому крещению, открытый вызов радости пасхального торжества. Ужаснувшись тому, как увлекшись малой личной правдой можно отпасть от правды Божией, а возлюбив вражду, потерять Христа, в сегодняшний Пасхальный день со всех ног ринемся к Спасителю, как Мария Магдалина, ухватимся за край Его ризы, забыв и преодолев в себе все то, что может помешать общению с Воскресшим. Испросим себе обновление дара духовного единства и поразмышляем о его значении.

Когда мы произносим слова «братство» и «единство» нам внутренне может предстать картина многолюдных сплоченных рядов, видимая общность большого количества людей. Но всегда ли именно таково подлинное и созидательное единство? Читая евангельские отрывки о явлениях Воскресшего Господа, мы обнаруживаем парадоксальную вещь. Уныние, боязнь, отчаяние и пустота собирают учеников Христовых в одну горницу, запертую страха ради иудейска. Кажется, что они едины, но на самом деле каждый переживает свой страх самостоятельно. Они ищут поддержку друг в друге, но избавление не приходит. Явление Воскресшего возвращает смысл их жизням, обновляет радость братского общения в их апостольской семье и кажется: держитесь друг друга, чтобы стихии мира не разметали вас и не погубили общее дело. Но нет! Господь как раз по одному отправляет вестников Своего Воскресения в разные концы земли. И, находясь в тысячах километрах друг от друга, среди народов и культур им неведомых и непривычных, апостолы, окрыленные неиссякающей пасхальной радостью, были как никогда едины и с Господом и друг с другом. Увы, мы часто видим и обратную картину. Когда люди, живущие под одной крышей, носящие одну фамилию — практически не знакомы. Увлеченные только собой и своими интересами, не желают остановить все возрастающий поток потребления и физических и моральных ресурсов. Люди пожирают и опустошают один другого вместо того, чтобы в свободном и радостном раскрытии навстречу друг другу умножать взаимную любовь и уважение. По слову преподобного Ефрема Сирина «в какой мере кто верует, любит и трудится, в такой мере ежедневно преуспевая, сподобится Царства. Вот подлинно ангельская жизнь: когда мы соединяемся друг с другом без зависти, с простотой и любовью, с миром и радостью, когда успех ближнего мы считаем собственным приобретением, а немощи его, недостатки и скорби считаем собственным ущербом. Ведь сказано: “Каждый не о себе только заботься, но и о других” (Филип. 2:4)». Поэтому даже бесконечное множество объединенных эгоистов никогда не станет силой созидательной. Творческое же и духовно сильное единство и в самых тяжелых условиях найдет свою точку кристаллизации и обнаружит несокрушимость духа там, где его уже не ожидают. Сметая безбожным вихрем великую страну, никто из врагов православного российского царства не мог и представить, что в недрах церковной русской почвы кроется так много драгоценных несокрушимых адамантов веры — наших новомучеников и исповедников. Их кровь является семенем новой жизни Христовой Церкви тогда, когда мы храним единство и любовь друг ко другу. Эта же кровь может обличить нас в день Страшного Суда, если это радостное пасхальное единство утратим. Пусть же Сокрушитель адовых врат и Победитель смерти сокрушит наше озлобление и окаменение, поможет победить и преодолеть все нестроения и обиды, мешающие полноте раскрытия пасхальной радости в наших сердцах, да едиными усты и единым сердцем, в единстве и любви ко Христу, а во Христе друг ко другу, мы воскликнем исповедание чистой нашей веры:

 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! 

 

ВОИСТИННУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

 

Божией милостию, смиренный КИРИЛЛ,
 Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский

 

г.Екатеринбург

Пасха Христова

2014 год