Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон).
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему. (Земной поклон).
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. (Земной поклон).
Боже, очисти мя грешного, (12 раз и столько же поясных поклонов). (Потом повторить всю молитву):
Господи и Владыко живота… во веки веков, аминь. (И один земной поклон).
“ Живота моего — жизни моей; дух праздности — склонность к праздности, или лени; уныние — безнадежность; любоначалие — властолюбие, т. е. любовь начальствовать и властвовать над другими; празднословие- произношение пустых слов (пустословие), а также произношение дурных и бранных слов; не даждь ми — не дай мне. Целомудрие — здравомыслие, благоразумие, а также чистота и непорочность души; смиренномудрие — сознание своего несовершенства и недостоинства перед Богом и когда не думаем о себе, что мы лучше других (смирение); терпение — терпение нужно при перенесении каких-либо неудобств, лишений и нечестий; а также нужно и для того, чтобы начатое хорошее дело довести до конца; любве — любви (к Богу и ближним). Ей Господи — о, Господи! даруй ми зрети — дай мне видеть, сознавать.
Под братом разумеется всякий другой человек.
Яко благословен еси — потому что Ты достоин прославления”.
1. “Господи и Владыко живота моего”.
Обращение к Господу Богу: “Господи и Владыка моей жизни”.
Ты мой наставник, моя мудрость, мой вдохновитель и мой утешитель. Ты открываешь тайны мира и природы.
Твои Заповеди были, есть и будут правдивы всегда и во все времена — “во веки веков”. Это и есть свидетельство что Ты есть и что они от Тебя.
Хочу жить так, как Ты учишь. Твои Заповеди истины. В исполнении Твоих Заповедей мой жизненный путь и мое спасение. В них спасение для моей семьи, родственников, друзей, моего народа и всего мира.
Господи, укрепи меня в вере в Тебя и в Твое спасительное учение.
2. “Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми”.
“Избави меня от духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия”.
“Дух праздности”. Не дай мне Господи быть праздным, пустым и проводить беспечно время. У каждого человека есть данные Тобою таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и славу Твою.
Так много людей ищущих и не знающих, что они ищут Тебя, Господи Боже. Вот им и нужно помочь найти Тебя. Так много людей, с которыми мы — по Промыслу Твоему — соприкасаемся, и им нужно помочь — делом или словом. Так важно помочь делом, но еще важнее помочь словом: научить, вдохновить, привести к Тебе — Источнику всех благ, знаний и мудрости.
Так много нужно сделать для меня — духовно улучшить себя — чтобы быть ближе к Господу Богу и лучше помогать людям. Многие не думают о других, не видят их горе и не желают помочь. Они находят тысячу причин почему это не делать.
Не дай мне Господи быть праздным, пустым и проводить беспечно время.
“Дух уныния”. Не дай мне Господи унывать. Подающийся унынию не верит в Твой Промысел в Твою заботу о нас, что у каждого из нас есть задание и что все имеет свою причину. Поэтому всегда нужно верить, молиться, надеяться и ожидать помощи от Тебя.
Не дай мне Господи унывать.
“Дух любоначалия”. Не дай мне Господи любить начальствовать над другими, всеми командовать, управлять, всегда быть на первом месте, настаивать на своем, быть гордым. Не дай мне ставить свое желание выше других. Дай мне исполнять только волю Твою. Помоги мне быть скромным и не подаваться противоположному течению нашего мира.
“Блаженны нищие духом; ибо их есть Царство Небесное” (Матфея 5:3) учил наш Господь Иисус Христос в Нагорной Проповеди. Это и есть отсутствие любоначалия, это и есть смирение. Начало духовного роста и начинается с “нищетой духа” то есть со смирением. Отсюда и идет наше духовное улучшение и обожение — что и есть наш путь и конечная цель.
Не дай мне Господи любить начальствовать.
“Дух празднословия”. Не дай мне Господи празднословить — говорить праздные слова, говорить о праздных никому не нужных предметах. Не дай мне грешить многословием, праздными разговорами — которые порождают осуждение и оскорбление.
Дай мне мудрость общения с людьми и помнить силу слова хорошего и плохого. Через слово человек меняется к лучшему или к худшему. Дай мне Господи мудрость и знание для сеяния Твоих хороших и целительных слов — сеять любовь, мир, тишину, спокойствие, прощение, понимание и примирение.
О силе слова Сам Господь Бог Иисус Христос нас учит: “Говорю же вам, что всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься” (Матф. 12, 36–37). Св. Ефрем Сирин сказал, что: “Молчание есть таинство будущего века, а словеса суть оружие века сего”.
Не дай мне Господи празднословить.
3. “Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему”.
“Дух целомудрия”. Помоги мне Господи Боже быть целемудрым. (Словарь Даля: Целомудрый — сохранивший себя в девственной чистоте или брачной чистоте, непорочный). Помоги мне Господи быть нравственно чистым: в делах, в словах и мыслях. Учение о целомудрии исходит из Седьмой Заповеди Ветхого Завета (“Не прелюбы сотвори”, по-русски: не прелюбодействуй) и учения Господа Иисуса Христа о ее более углубленном понимании. Он говорил, что грех не только прелюбодеяние, но даже и нечистый взгляд на женщину: “Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем” (Матф. 5, 28). Когда древнии евреи начали Его обвинять в том, что Он учит что-то новое, то Господь Иисус Христос ответил: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить” (Матф.5, 17).
Следуя учению нашего Господа Иисуса Христа, православные христиане толкуют Десять Заповедей широко. Они являются как бы заглавием или стенографической записью целого образа мышления. Поэтому грех не только нарушать их, но грех тоже и любой поступок, который ведет к нарушению заповеди. Таким образом седьмая заповедь объясняется так: “Запрещается нарушение супружеской верности и всякая незаконная и нечистая любовь. Нужно соблюдать чистоту мыслей, желаний, слов и дел. Нужно избегать всего, что может возбудить нечистые чувства (в себе и в других): бесстыдные намеки, двусмыслицы, анекдоты, картины, фильмы, книги, песни, танцы, одежду”. Для того, чтобы жить со своим супругом чисто и праведно перед Богом, нужно обязательно, чтобы было благословение от Церкви в Таинстве Святого Брака.
Отец протоиерей Серафим Слободской в своей широко известной книге “Закон Божий для семьи и школы” пишет так: «Седьмою заповедью Господь Бог запрещает прелюбодеяние, то есть нарушение супружеской верности и всякую незаконную и нечистую любовь.
Мужу и жене Бог запрещает нарушать взаимную верность и любовь. Неженатым же Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний — быть целомудренными в делах и в словах, в мыслях и желаниях.
Для этого нужно избегать всего, что может возбудить в сердце нечистыя чувства: сквернословия, безстыдных песен и плясок, соблазнительных зрелищ и картин, чтения безнравственных книг, пьянства и т. п.
Слово Божие повелевает нам хранить наши тела в чистоте, потому что тела наши “суть члены Христовы и храмы Духа Святаго”. “Блудники грешат против собственного тела”, разслабляют здоровье своего тела, подвергают его болезням и повреждают даже душвныя способности, в особенности воображение и память».
Помоги мне, Господи Боже, быть целемудрым в самом широком толковании этого слова.
“Дух смиренномудрия и терпения”. Помоги мне Господи быть смиренным, спокойным, не возмущаться понапрасно — помоги быть терпеливым. Все эти грехи закрывают наши духовные очи и мы не видим все так как оно есть. Смирение и терпение разрешает многие трудности.
Помоги мне Господи быть смиренным и терпеливым.
“Дух любви”. “Бог есть любовь” (I Иоан. 4, 8). Ты, Господи Боже, есть любовь, а учение Твое — олицетворение любви. Ты нам объяснил, что такое любовь. Все Твое учение и есть любовь и выражение любви и доброго отношения к человеку.
Помоги мне, Господи любить всех словом, делом и помышлением. Помоги мне помнить, что любовь это человеколюбие, доброжелательство, приветливость, забота о ближнем, это помощь человеку и самый минимум это улыбка и приветствие. Любовь противоположна себялюбию и эгоизму. Любовь это есть ключ к плодотворной и правильной жизни.
Даруй мне, Господи Боже, умение любить.
4. “Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего”.
“Господи Царю, помоги мне видеть мои грехи и не осуждать других”.
Осуждение людей большой грех и исходит из нашего себялюбия, недоброжелательства и зависти по отношению к людям. Обыкновенно свои грехи мы не замечаем, их оправдываем, они нам кажутся незначительными. Грехи других мы видим ясно, даже самые маленькие. Господь Иисус Христос учил в Нагорной Проповеди “И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь” (Матф. 7, 3). Чтобы не грешить осуждением нужно научиться видеть наши грехи, тогда нам будет легче переносить слабости других и мы будем менее склонны их осуждать.
Господи, помоги мне видеть мои грехи и не осуждать других.
5. “Яко благословен еси во веки веков, аминь”. Заключение молитвы: Господи, да будешь Ты благословен на все времена, аминь.
Господи, да будешь Ты и Твоя Святая воля всегда, всюду и везде. Аминь.