– Какое творчество можно считать православным, как людям творческих профессий – музыкантам, художникам, поэтам – вести себя в посты? Батюшка, что Вы скажете?
– Церковь за свою многовековую историю создала богатейшую культуру, в Церкви есть все, что занимает наши человеческие чувства. Заходя в храм Божий, мы видим вокруг себя иконы, изображения святых угодников, изображения праздников. Когда мы видим храм, то понимаем, чем он отличается от других зданий – он построен по своим канонам. В храме мы слышим пение, которое отличается от оперного или эстрадного. То есть Церковь занимает все человеческие чувства, чтобы привлечь человека к прекрасному. Как говорил наш великий русский писатель, философ Достоевский, «красота спасет мир». Человек тянется к прекрасному, ко всему красивому, а Церковь создала свою прекрасную церковную культуру.
И, естественно, если мы хотим что-то привнести, хотим выразить свои чувства через музыку, через живопись, разве это возбраняется? Каждый христианин может свой талант умножать, как говорит евангелист Лука: «от избытка сердца уста глаголят». Если нам хочется петь, можно петь, можно написать стихи, можно написать картину прекрасную и своими чувствами поделиться с ближними.
– Вопрос от художника: когда иконописцы пишут святой образ, они по-особенному к этому подходят – и постятся, и молятся целенаправленно, чтобы все нужное вложить в этот образ. А если художник просто пишет свои картины и хочет использовать в сюжете, допустим, образы святых, ангелов, ему подходить надо так же ответственно, как иконописцу?
– Самое главное – нам стремиться к тому, чтобы сердце наше было доброе, ведь те чувства, что у художника в сердце, будут обязательно и на холсте. Если человек стремится быть внутренне чистым и радость нести людям, то обязательно это будет видно на картине. Вот это самое главное, я думаю: чтобы меньше было у нас мрачных чувств, меньше гнева, раздражительности, и если художник с добрыми чувствами, с любовью пишет картину, то обязательно эта энергия будет заметна людям, которые будут смотреть на нее.
– Насчет мрачных чувств… Не все песни мы во время поста можем слушать – где проходит граница? К какому творчеству мы обращаемся во время духовного бодрствования, а какое откладываем на полочку?
– Господь нас учит: мы не должны стремиться делать какие-то унылые лица, показывать на людях себя постящимися. Наоборот, если мы имеем в себе покаяние, если сокрушаемся о своих грехах, хотим стать чище, лучше, то обязательно от этого будем получать радость.
Христианин же стремится именно к этому – к радости, стремится постоянно радоваться о Господе Иисусе Христе, о нашей вере, о нашей церковной жизни, и другим людям нести эту радость. Так что нам вовсе не нужно во время поста быть скучными, а нужно стремиться иметь чистое сердце и с людьми поделиться своей радостью, что мы имеем истинную веру – так учат нас святые отцы, такие, например, как Антоний Великий, ведь в древних монастырях у великих подвижников постоянно была улыбка на лице, постоянно была радость, и когда преподобный достигал совершенства, он постоянно радовался, что и было показателем истинной христианской жизни.
– Кроме того, монахи часто писали книги, картины, сочиняли музыкальные произведения. Вы сталкивались с музыкальными произведениями, написанными священнослужителями?
– Сразу вспоминается прекрасный сборник, написанный нашим великим русский старцем, отцом Николаем Гурьяновым с острова Залит. Мне кажется, что он – человек святой, пока что не канонизированный. Он написал множество великих духовных произведений, которые сейчас часто исполняются в церкви даже во время богослужения, как принято, перед святым Причащением, у нас бывают целые концерты во время Божественной литургии. Многие православные христиане любят песни из сборника отца Николая Гурьянова. Всегда очень радостно, когда люди поют такие песни.
Беседовал Лев Бохолдин