По достижении совершеннолетия, согласно обычаю, имевшему силу закона, Пресвятая Дева Мария, хотя и неохотно, оставила храм Иерусалимский и вручена была престарелому плотнику Иосифу – Обручнику, или хранителю девства Ее. Иосиф происходил из одного с Ней колена и взял Ее к себе, чтобы под видом супружества быть Ее защитником. Живя в галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева большую часть времени проводила в уединении и безмолвии, занималась богомыслием и молитвою, чтением Священного Писания и рукоделием.
Спустя четыре месяца по обручении во время Ее молитвенных размышлений предстал пред Ней Архангел Гавриил и произнес: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами». Явление Архангела не устрашило Марию, но его приветствие смутило своей необычностью. Желая успокоить Марию и уверить в истине своего приветствия, Архангел Гавриил сообщил Ей, что Своим глубоким смиренномудрием Она обрела величайшую благодать у Бога – быть Материю Сына Божия.
Для большего удостоверения Пречистой Девы Архангел возвестил Ей тайну воплощения Сына Божия теми же словами, в каких предсказал это событие пророк Исаия: «И вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».
Мария не усомнилась в словах Божественного посланника, но выказала недоумение, как может родиться сын у той, которая обрекла себя на девство. В разъяснение Ее смиренного недоумения Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Праздник Благовещения не отменяется и не переносится на другой день, даже если он приходится на самое Светлое Христово Воскресение.
Церковь знаменательно воспевает праздник: «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».
Установление этого праздника принадлежит самой глубокой древности. Святитель Афанасий (IV век) в своей беседе на этот праздник уже называет его первым в ряду праздников и особенно почитаемым, так как он напоминает начало домостроительства спасения людей.
В России существует трогательный обычай в день Благовещения, как в день возвещения свободы всему миру, выпускать из клеток птиц на волю. Об этом обычае с особым умилением вспоминает великий русский поэт А.С. Пушкин:
«В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку отпускаю
При светлом празднике весны».
В 2013 году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы соединяется с Крестопоклонной неделей Великого поста.
6 апреля митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершит всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе, а 7 апреля – Божественную Литургию в храме «Большой Златоуст».